Россия и Иран планируют выпускать усовершенствованную версию дронов, которые применяют в Украине, пишет издание The Wall Street Journal. По данным журналистов, для этого в Татарстане собираются построить завод. В январе туда уже прилетали представители иранской промышленности и глава воздушно-космических сил Корпуса стражей Исламской революции.
По данным журналистов, пока в Татарстане гостила иранская делегация, глава республики отправился на местные предприятия. Рустам Минниханов одобрил там проект по производству беспилотников – чтобы следить за лесными пожарами. При этом Минниханов очень заинтересовался "полезной нагрузкой" дронов: аппарат может нести около четырех килограммов и летать до четырех часов.
Военный эксперт Давид Шарп считает: теоретически эти беспилотники могут использовать в военных целях. Электрический двигатель обычно тихий и помогает аппаратам оставаться незамеченными.
"В связи с миниатюризацией различных грузов разведывательного характера (я имею в виду камеры, целеуказатели лазерные, ночные камеры) четыре килограмма – хоть я и не знаю, чем располагает Россия в данном конкретном случае, – вполне достаточно для использования этой машины как тактического мини-беспилотника. С каким качеством и как – это уже другой вопрос", – говорит Шарп.
Новое предприятие, по данным The Wall Street Journal, построят в Елабуге. Правда, даже фундамент пока не заложили, а только осмотрели площадку. По словам собеседников газеты, в ближайшие годы завод должен произвести около шести тысяч дронов. Для сравнения: с осени Украина сбила 540 летящих с российской стороны беспилотников. Теперь Россия и Иран якобы разрабатывают более быструю модель, чтобы усложнить задачу украинской системе ПВО.
"Как минимум что-то половинчатое. Заметная часть – российского происхождения, а часть узлов из Ирана – это более чем возможно, а в дальнейшем – чуть ли не полная локализация. Но огромное производство, да еще и в такие короткие сроки, выглядит для меня нереалистичным", – говорит Давид Шарп.
В одном из районов Татарстана находится особая экономическая зона, где государство дает предприятиям различные льготы. Например, собирает с них меньше налогов. Поэтому заводов там много: от тракторного до мясокомбината. А теперь здесь же могут начать собирать дроны для войны с Украиной, полагают эксперты.
"Там было огромное количество иностранных инвесторов, очень много всевозможных заводов. С началом агрессии России против Украины многие из них покинули Татарстан, Елабугу. Но часть оставались до лучших времен или консервировали свое производство, однако окончательно не уходили. Сейчас, думаю, токсичность этого решения повлияет значительным образом на инвестиционную привлекательность Татарстана. Тут надо понимать, что вряд ли это решение самого Татарстана", – рассуждает политолог Руслан Айсин.
О том, что Россия и Иран обсуждают, не создать ли совместное предприятие по производству дронов, в декабре предупреждали власти США. Украинская разведка считает, что собирать аппараты планируют в Тольятти Самарской области и других городах. Политолог Руслан Айсин считает, что за проектом стоит глава госкорпорации "Ростех".
"Скорее всего, это лоббирует Чемезов, у которого сильные позиции и в Самаре, и в Татарстане. Большая часть оборонных предприятий находятся в ведении его корпорации. В принципе, Чемезов не сильно на слуху, в отличие от того же Сечина, Ковальчука, Ротенберга. Чемезов считается главой группы так называемых политических гэбистов, считается патриархом этого сообщества. И он потихоньку подминает все оборонные предприятия", – говорит политолог.
Недавно глава "Ростеха" хвастался, что специально для войны с Украиной в России создали дроны, которые способны летать роем. Сергей Чемезов утверждает, что ракеты у российской армии не закончатся, а выручка его корпорации растет, несмотря на санкции.
"С одной стороны, мы уже столкнулись с отказом поставлять нашим организациям комплектующие изделия иностранного производства. Сейчас мы их активно замещаем продукцией других поставщиков – прежде всего, конечно, российских", – утверждает глава "Ростеха".
Не исключено, что эти "другие поставщики" будут из Ирана. Чемезов говорил, что собирался туда слетать в прошлом году, и обещал развитие технологического сотрудничества двух стран.
Новый завод может стать целью для украинских военных, отсюда и его расположение – в глубоком тылу. Давид Шарп считает: Украина пока не доказала, что может наносить удары на такой дистанции.
"Километров 600 – да, по крайней мере в единичных экземплярах. Базы в Энгельсе и Дягиливе не дадут соврать. Тысяча – это все же далековато. Кстати, может быть еще один момент. Даже при таких ударах предприятие может быть пассивно защищено, например, если цеха построят под землей", – считает Шарп.
И все же слухи о риске удара или диверсий в городе теперь неизбежно поползут, считает политолог Руслан Айсин. Но рабочие на оборонное предприятие все равно пойдут, надеясь получить бронь от призыва на войну.
"Людям деваться некуда. Кто-то пойдет, ведь там нужны специалисты. Скорее всего, там будет большой корпус, прежде всего, иранских специалистов. Возможно, инженеров будут привлекать откуда-то. С учетом того, что это сборочное, скорее всего, производство – то есть будут уже некие готовые комплектующие собирать – я думаю, что там люди не самой высокой квалификации будут. Но и огромное количество сотрудников спецслужб – это точно", – говорит Айсин.
Собеседники The Wall Street Journal утверждают, что строительство завода в Татарстане – это лишь часть сделки между Москвой и Тегераном на миллиард долларов. Ни российские, ни иранские чиновники публикацию не комментировали.