Ссылки

Новость часа

Четыре шага в длину, три в ширину. Как выглядит одиночная камера Навального, где его могут продержать до полугода


Как выглядит одиночная камера Навального, где его могут продержать до полугода
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:16 0:00
Вы когда-нибудь оказывались в закрытом помещении – в одиночестве, почти без солнечного света, без связи и с четким пониманием, что выхода из этой комнаты нет и не будет? Российский оппозиционный политик Алексей Навальный живет в такой комнате с середины августа с короткими перерывами. Это штрафной изолятор, или ШИЗО, – тюрьма в тюрьме. Журналисты Настоящего Времени собрали условный макет такой камеры.


Навального туда регулярно сажают за разные якобы дисциплинарные нарушения. Например, из-за того что у него была расстегнута пуговица. Но политик писал, что настоящая причина была в том, что он объявил о создании в колонии профсоюза. Оппозиционера отправляли в ШИЗО уже столько раз, что в итоге решили оставить в таких условиях надолго. Теперь свой срок Алексей Навальный будет отбывать в так называемом помещении камерного типа (ПКТ).

"Теперь я в ПКТ. Объясняю, что это. Зек в российской колонии сидит в "общежитии", то есть в бараке. Зек, которым администрация тюрьмы очень недовольна, сидит в ШИЗО, в камере, где ничего нет и все запрещено, но там можно держать только 15 суток. Поэтому для зеков-нарушителей существуют строгие условия содержания. А для еще более отъявленных есть ПКТ. Это обычная тесная камера, как ШИЗО, только можно иметь с собой не одну книжку, а две и пользоваться тюремным ларьком, правда, на очень ограниченную сумму", – рассказывал Навальный в своем твиттере.

Камера, в которой он находится, размером два с половиной на три метра. В ней есть только кровать, привинченные к полу стол и табуретка, умывальник, туалет в углу и небольшое окно.

По словам Навального, в ШИЗО окно было настолько маленькое, что вентиляции практически не было. Обычно в ШИЗО холодно и сыро, но у Алексея, как он сам говорил, был пляжный вариант: жарко и почти не было воздуха. "Форточка крохотная, из-за толщины стен воздух не идет – даже паутина не шевелится. Вентиляции нет. Ночью лежишь и чувствуешь себя рыбой на берегу".

Об условиях в ПКТ пока судить рано, но точно они будут мало отличаться от тех, которые Алексей Навальный уже описывал.

Основательница фонда "Русь сидящая" Ольга Романова говорит, что такие условия очень выматывают: "В ШИЗО запрещены и свидания, и передачи, еда очень скудна, и если человек не очень здоров – а я не думаю, что после отравления "Новичком" человек может быть очень здоров, – то мы с вами присутствуем при очень медленном и очень жестоком убийстве".

Согласно правилам распорядка дня, заключенного в ПКТ будят в пять часов утра. У него забирают матрас и подушку – "мягкий инвентарь" на языке охраны – и пристегивают кровать к стене. До девяти вечера остается только ходить по камере. Чуть больше четырех шагов в длину и три неполных в ширину.

"Что ты там делаешь целыми днями – это твое дело. Навальный недавно говорил, что он пытается медитировать. Это хорошая шутка", – говорит Ольга Романова.

Из 16 часов в день письменные принадлежности Навальному положены только 1 час 15 минут. За это время он может написать пост для соцсетей или письмо. Или прочитать пришедшую ему почту. Если, конечно, ему ее передадут. Вся переписка политика в руках тюремного цензора.

"Порой просто как происходило: мне вместо письма приносили акт, что оно изъято из-за наличия признаков экстремизма. И само письмо они отправили в центр по противодействию экстремизму на экспертизу. Естественно, никакой экспертизы я никогда не видел. И писем. Они просто исчезли", – вспоминает бывший заключенный Иван Асташин.

Но даже если заключенный получает письмо, читать его он будет, сидя на прикрученной к полу табуретке за таким же прикрученным к полу столом, при свете только той лампы, которая висит под потолком.

"Дневного света практически нет – постоянно электрический свет, он тоже бывает часто тусклый. Конечно, зрение садится в таких условиях. У меня зрение село как раз после этой системы", – рассказывает Иван Асташин.

А вот что Алексей Навальный писал о свиданиях: "Настоящее же неописуемое скотство, в котором моментально узнается Кремль, управляющий всей моей отсидкой в ручном режиме, произошло с моим свиданием. Мать с отцом уже сумки собрали, кто-то из детей должен был приехать, Юля. И вот до свидания четыре дня, и мне объявляют о переводе в ПКТ. А там длительных свиданий вообще нет. Так что не будет у меня больше свиданий".

Две книжки вместо одной – это единственное послабление, которое будет у Навального в помещении камерного типа. Только много ли ты прочитаешь в таких условиях? Почти год назад в одном из своих постов Алексей Навальный сравнил свою камеру с космическим кораблем. А потом музыканты нижегородской группы "Элизиум" положили слова на музыку.

"Я понимаю, что я в космическом путешествии, летящий к прекрасному новому миру.
Мог ли я, фанат книг и фильмов о космосе, отказаться от такого полета, пусть даже он продлится три года? Очевидно, нет".

Что изменилось с того времени, когда был опубликован этот пост про космический полет? По оценкам адвокатов Алексея Навального, совокупный срок, к которому могут приговорить политика, уже в районе 30 лет. Очевидно, каждый следующий год для Навального будет еще сложнее. Даже сейчас у ФСИН есть возможности ухудшить условия содержания политика: в ПКТ его могут держать от одного до шести месяцев. А если будет решено, что он не исправился и там, Навального могут перевести из колонии в тюрьму – это место, где содержат особо опасных преступников. В России таких всего восемь. Одна из них – "Владимирский централ". Туда традиционно и отправляли политических заключенных.

XS
SM
MD
LG