Ссылки

Новость часа

Семь лет из жизни украинского подростка Ромы. На Kharkiv MeetDocs прошла премьера фильма "Снаружи" Ольги Журбы


В Киеве проходит VI-й фестиваль документального и игрового кино Kharkiv MeetDocs. Фестиваль, позиционируемый как "культурный голос украинского востока", обычно проводился в Харькове. В этом году из-за постоянных обстрелов города Kharkiv MeetDocs перенесен в столицу.

Настоящее Время рассказывает о фестивале в серии интервью с его участниками.

Протагонист документальной драмы "Снаружи" – едва ли не самый молодой участник Евромайдана, настоящий Гаврош Революции достоинства – подросток ромского происхождения Роман Савельев. Фотографии 13-летнего мальчишки в каске на фоне пылающих баррикад публиковали все мировые издания. Ольга Журба задалась вопросом: что произошло с юным героем, когда залпы в центре Киева утихли, а революционеры разъехались по домам?

Режиссер Ольга Журба снимала Рому, его друзей, его старшего брата Колю в течение семи лет. В итоге получился пронзительный байопик о незаурядном молодом человеке, оказавшемся заложником тяжелейших и во многом не зависящих от него обстоятельств, а еще – сочувственное исследование беспризорного детства.

Ольга Журба поначалу работала режиссером рекламы и музыкальных видео. Ее первая короткометражка "Папины кроссовки" (2021) о воспитаннике детдома, которого передают на усыновление, получила приз как лучший украинский короткометражный фильм на Одесском кинофестивале.

Журба также является монтажером таких важных украинских документальных картин, как "Этот дождь никогда не кончится" и "Домашние игры". Показы ее полнометражного дебюта "Снаружи" состоялись на фестивалях CPH:DOX (Копенгаген) и HOT DOCS (Торонто).

– Ольга, вы учились на документалистке в университете имени Карпенко-Карого, но первый фильм сделали спустя 10 лет после выпуска. С чем это связано?

– Я выпустилась в 2010 году, когда кино в Украине еще не было. Так что некоторое время работала на коммерческих проектах. А снимать начала уже в 2014-м, когда началось возрождение нашей киноиндустрии.

– Именно тогда вы и встретили Романа?

– Я увидела его фото в каком-то медиа: ребенок в собственноручно сделанной амуниции на фоне дыма на Майдане. Я на следующий день нашла его, и мы вместе с оператором Владимиром Усиком начали его снимать. Так начался "Снаружи". Уже через две недели я поняла, что история раскроется полностью, если продолжить снимать Рому до того момента, когда он станет взрослым, чтобы понять, куда деваются дети, растущие в сложных жизненных обстоятельствах.

Обычно мы обращаем внимание на сирот или на тех, чьи родители лишены прав, только пока они в детском возрасте. А что с ними происходит дальше, какая у них судьба – мне было неизвестно, в информационном поле и в кинематографе тоже трудно что-то об этом найти. Поэтому я решилась на столь долгую дистанцию.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

– Ромское сообщество довольно неохотно впускает посторонних из-за постоянной стигматизации, еще и семья Романа криминально неблагополучна. Как они позволили вам такие съемки?

– Я думаю, здесь помогло наше общее прошлое. Я снимала Рому не только на Майдане. Мы с ним поддерживали связь все время. У нас была дружеская база, мы выстроили хорошие отношения. А во-вторых, думаю, Рома и его окружение мне доверились, потому что я сама была с ними предельно откровенной. Поэтому они пустили меня в свою жизнь настолько, насколько сочли нужным.

– Судя по вашей короткометражке "Папины кроссовки", для вас тема детей, отвергнутых родителями, очень важна.

– "Папины кроссовки" – на самом деле игровая часть этого огромного документального проекта. Когда мы начали снимать "Снаружи", я очень многое узнала о системе коллективного воспитания в Украине. Общалась с брошенными подростками и даже ходила на тренинги помощи таким детям. Глубоко погрузилась в тему и понимала, что все в один фильм не уместится. "Снаружи" – это больше о социализации. А есть и другие стороны.

– Я смотрел "Снаружи" и неоднократно задавал себе вопрос: был ли у Романа хоть какой-то шанс на лучшую судьбу?

– У Ромы было очень много шансов, и у него они все еще есть. Я пыталась это показать через нелинейный монтаж, сопоставляя его взрослую и детскую жизнь. Чтобы зрители все же видели, что у него, несмотря на драматическое развитие событий, всегда был потенциал, особенно сравнивая с другими подобными случаями. У него есть черты характера, которые, если правильно их развить, давали ему много шансов на достойную социализацию. Когда ты еще ребенок, твое поведение легче направлять в верном русле, если есть правильная опека.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

– Но ведь он попробовал наркотики уже в 11 лет…

– Это не главная проблема здесь. Потому что сейчас и в благополучных семьях наркотики для детей доступны. Любой в 11-12 лет может купить любые вещества, например, через инстаграм. Здесь дело в отсутствии семьи и отсутствии нормальных взрослых. Ведь именно родители вкладывают паттерны жизни: ответственность, заботу о себе и других. Даже ощущение времени совершенно иное у детей, растущих не в семьях. Они воспитывались в заведениях, где их будили, куда-то отправляли, – самостоятельности нет.

Эти паттерны мы воспринимаем как безусловный рефлекс, потому что мы росли в семье, где сразу были обычаи: в семь утра нужно встать, пойти в сад или в школу, выучить какой-то стишок. Много таких деталей, составляющих важнейшие привычки. Сироты и дети из неблагополучных семей, к сожалению, лишены этого. Конечно, наркотики – очень плохо, но они здесь скорее следствие, но не причина.

– Есть что-то из того, что не вошло в фильм, и вы поэтому сожалеете?

– Материала было не слишком много, ведь мы снимали продуманно. Я сама работаю как режиссер монтажа, и у меня был очень классный консультант по монтажу, который помог выстроить дистанцию к материалу. Так что все излюбленные сцены – в фильме.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

– Вы уже показали фильм Роману и Коле?

– Им – в первую очередь. Для меня это было важно.

– И как они восприняли?

– Рома смотрел на это больше как на воспоминания, а Коля сказал, что очень жалеет о том, каким он был. Это его прямые слова.

– Вы заняты сейчас фестивальными показами? Есть планы на следующие съемки?

– Как раз я больше думаю не о фестивалях. Работаю над новым фильмом. Мы начали его снимать сразу после 24 февраля. Сейчас едем на восток. "Снаружи" показывают за границей уже полгода, а я еще не была ни на одном фестивале и еще не видела его вместе со зрителями. Надеюсь, на Kharkiv MeetDocs мне это наконец-то удастся.

XS
SM
MD
LG