Ссылки

Новость часа

В чем цель российских операций в Черном и Азовском морях. Отвечает эксперт по морскому праву


Высадится ли российский десант с моря на территорию Украины, что происходит еще в Азовском море и возможна ли атака на Одессу, в эфире Настоящего Времени рассказывает Андрей Клименко, руководитель проекта "Институт Черноморских стратегических исследований".

Эксперт по морскому праву Андрей Клименко – о российских операциях в Черном и Азовском морях
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:10:13 0:00

– Угроза высадки десанта существует начиная с 24 февраля. И она существует в Черном море, а в Азовском море она реализовалась. В настоящее время, по нашим оценкам, до девяти десантных кораблей, в том числе шесть десантных кораблей Северного и Балтийского флотов, постоянно курсируют между побережьем оккупированного Крыма, районом Евпатории, и Одесса, остров Змеиный, коса Тузла – то есть во всей северо-западной части Черного моря. Однако на десант они не решаются, они, так сказать, зондируют различные направления. В последние дни это было угрожающее направление – район Белгород-Днестровский и Измаил, то есть поближе к Молдове и Приднестровью. Однако на сегодняшний день этого нет, и нет этого вот по каким причинам.

Первая – там очень много сбитых самолетов: авиационная поддержка десанта невозможна без авиационной поддержки, и этой авиационной поддержки у них не получается, потому что противовоздушная оборона сбивает достаточно много российских самолетов.

Во-вторых, в России не хватает кораблей огневой поддержки десанта. Дело в том, что десантные корабли практически не несут серьезного вооружения – это просто паром, на котором находятся морские пехотинцы и танки-бронетранспортеры. Им нужны корабли огневой поддержки, они хотели ввести четыре корабля из состава Средиземноморской так называемой эскадры "Фрегат" и два ракетных эсминца как минимум, но Турция с 28 февраля объявила закрытыми проливы, и они не смогли ввести корабли.

И у нас хорошая береговая оборона. Мы уточняем информацию, но, скорее всего, на 90% она правильная, что из района Одессы с берега удалось накрыть системами залпового огня корвет "Василий Быков". Это тот самый, который в первый день войны вместе с крейсером "Москва" расстреливал наших пограничников на острове Змеиный (если так, значит, хорошо отомстили). Это новый патрульный корабль, который год назад в августе-октябре даже ходил по российским рекам на Северный флот для того, чтобы испытывать там возможность установки контейнерного варианта крылатых ракет "Калибр". Мы не знаем точно, оснащен ли он сейчас крылатыми ракетами "Калибр", такое возможно, но это не суть важно. Важно то, что после этого они будут бояться подходить на расстояние залпа из систем залпового огня или из орудий.

– Вчера была информация по поводу ударов по аэропорту Винницы, что они нанесены из акватории Черного моря. Вы можете подтвердить, что это так?

– Предположительно, это авиация, предположительно, это удары действительно из акватории Черного моря, ракеты действительно прошли над территорией Молдовы, в том числе оккупированного Приднестровья – это как раз в тех краях, где Винница. Это не морские ракеты, потому что у России уже осталось очень немного крылатых ракет "Калибр", зато у них осталось очень много авиационных крылатых ракет. Они, как и все российское высокоточное оружие, далеко не высокоточные, но тем не менее они залпом накрыли аэродром в Виннице.

– То есть это все-таки самолеты?

– Да, это самолеты.

– То есть они взлетели с авианосцев?

– Нет. У России нет авианосцев, это самолеты морской авиации, скорее всего, Ту-22М, они могли взлететь из любой точки России. Это фактически стратегический бомбардировщик с очень большой дальностью полета, поэтому им неважно, откуда взлетать, – они могли из средней части России взлететь совершенно спокойно.

– Вообще о ситуации, что происходит еще в Азовском море, там, где сейчас, по сути, заблокирован оказался Мариуполь?

– Азовское море полностью перекрыто для движения коммерческих судов начиная с 24 февраля – точно так же, как и вся северная часть Черного моря от широты острова Змеиный. Предположительно, была высадка десанта в районе Кирилловки, это одно из направлений, о которых мы писали, – там захвачен порт Бердянск. Через порт Бердянск сегодня в том числе ведется снабжение той группировки русских войск, которая атакует в направлении Мариуполя и в направлении Запорожья: Бердянск, Геническ, Мелитополь – это все рядом. Там держится Мариуполь, и я думаю, что Мариуполь будет держаться до последнего.

Что касается в целом, раз вы затронули ситуацию с коммерческим судоходством, это очень серьезная ситуация, потому что украинские порты Черного моря – это больше половины морского экспорта Украины и около половины морского импорта.

Кроме того, перекрытие Азовского моря для русских – это выстрел себе в ногу: через Азовское море шла львиная доля российского зернового экспорта и экспорта нефтепродуктов, серы и так далее. Фактически это приведет к очень серьезным экономическим последствиям не только для Украины и не только для государства-агрессора Российской Федерации, но и приведет к очень серьезным проблемам, поскольку Украина – один из крупнейших мировых экспортеров зерна. Сейчас УЗ ("Укрзалізниця"), то есть железнодорожная службы Украины, ищет возможности зернового экспорта с помощью железных дорог, но в целом, я думаю, что это приведет сегодня, уже приводит к повышению мировых цен на зерно и прочим различным негативным последствиям.

– Была информация, что Турция закрыла Босфор для российских военных кораблей. В итоге это подтвердилось или нет? Повлияет ли это как-то на ситуацию в Черноморском бассейне с военной точки зрения?

– Я уже говорил в начале, что да, Турция закрыла 28 февраля, она объявила о закрытии проливов Дарданеллы и Босфор для кораблей воюющих сторон. В данном случае это для Украины не означает ничего с точки зрения кораблей, потому что наших кораблей нет в Средиземном море, мы не намереваемся их туда отправлять.

С точки зрения Российской Федерации возникла интересная ситуация. То есть в Черном море есть шесть больших десантных кораблей Северного и Балтийского флотов. Они сейчас не могут уйти домой. Казалось бы, что это плохо, хотя на самом деле это для них определенная ловушка. Как я говорил, Россия хотела усилить эту десантную группировку кораблями огневой поддержки. И в эти дни, когда Турция перекрыла проливы, должны были войти ракетные фрегаты, два ракетных эсминца. Там Черноморский флот, Балтийский флот, Тихоокеанский флот – они должны были усилить огневую поддержку десанта. Они зайти не смогли, и я думаю, что это в том числе повлияло на то, что у них пока не получается с десантными операциями на побережье Черного моря.

– Вы ожидаете атаку на Одессу?

– Одесса ожидает атаку каждый день, и мы ожидаем атаку на Одессу каждый день. Сегодня понятно, что для этого нужно сначала подавить береговую оборону, подавить ее с воздуха, потому что других вариантов у них не остается. Российские сухопутные войска героические оказались, что они существуют только для парадов, поэтому у них остается авиация и баллистические ракеты – этого в Одессе ожидают. Мы уже здесь ничего не боимся, потому что успели за эти 11 дней привыкнуть к любым возможным вариантам.

XS
SM
MD
LG