Ссылки

Новость часа

"Политзаключенные тут живут". Как освобожденные в рамках обмена украинцы адаптируются на родине


Месяц назад в рамках большого обмена между Украиной и Россией домой вернулись 35 украинцев. Некоторые из них в тюрьме в России провели почти пять лет. Наш корреспондент Юлия Жукова встретилась с Владимиром Балухом и Алексеем Сизоновичем.

— О, сработало. Проходим. Вот тут мы и живем. Политзаключенные тут живут, – крымский фермер Владимир Балух показывает свой номер в отеле в самом центре Киева. Сюда он переехал из больницы несколько дней назад.

Как освобожденные в рамках обмена украинцы адаптируются на родине
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:59 0:00

— Апартаменты государство дало. Тут не очень убрано. Извините. Это такой халат безразмерный, – объясняет он.

После аннексии Крыма Владимир Балух отказался от российского гражданства. Вывесил украинский флаг на своем доме и прикрепил табличку "Улица Героев Небесной сотни". В 2016-м его задержали сотрудники ФСБ. Они утверждали, что на чердаке дома нашли патроны и тротиловые шашки. В итоге – пять лет тюрьмы.

"Избиения. Наволочка на голову. Поливание водой. Битье по всем частям тела. Электрошокер. Битье по пяткам. По ушам", – комментирует Балух видео.

Это видео из колонии адвокаты обнародовали уже после освобождения Балуха. Сейчас о пытках он вспоминать не хочет. А нынешнюю жизнь описывает так.

"Как в дурдоме. Это, конечно, пройдет. Но тем не менее все очень поменялось. Даже одеколон пошел выбирать сегодня. А знакомых нет. Даже такие мелкие вещи. Все поменялось", – говорит он.

По соседству с Балухом в отеле живет еще один освобожденный украинец – Алексей Сизонович. Он бывший шахтер. Родом из Краснодона Луганской области, ныне – неподконтрольная Киеву территория. Был приговорен в России к 12 годам тюрьмы якобы за подготовку теракта. На следствии и на суде он признал вину. Позже Сизонович заявлял о пытках.

— Ну вы уже адаптировались немножко? Привыкли?

— Ну как? Верится. Но еще чуть-чуть осталось того воспоминания, которое неизгладимо.

После возвращения хочет заниматься информационной политикой на Донбассе. Но для начала, говорит, нужно решить вопрос с жильем.

"Будет жилье, я, как говорится, смогу немножко успокоиться насчет этого. И тогда уже буду подключать свое мышление, знакомых к процессу информационной политики. Донести до сознания людей, чтобы они сами понимали, где они находятся. Пока им это непонятно", – обещает он.

А Владимир Балух планирует заниматься общественно-политической деятельностью. Его цель – быстрее вернуть остальных украинцев, которые содержатся в тюрьмах России и аннексированного Крыма.

"Мы не имеем права не воплотить вот это событие, что нас освободили, нас обменяли. Нам нужно рассказать миру на любых площадках, рассказывать миру о том, что там на самом деле происходит. Не то, что там пропаганда показывает", – говорит Балух.

Обоим дорога домой сейчас закрыта. Родных хотят перевезти как можно скорее в Киев.

XS
SM
MD
LG