Ссылки

Новость часа

Что такое "оперативная смекалка" в делах о совращении малолетних. История осужденного барнаульца


Что такое "оперативная смекалка" в делах о совращении малолетних. История осужденного барнаульца
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:31 0:00

В России в СИЗО покончил с собой актер Михаил Фатеев. Его нашли в камере повешенным. В следственном изоляторе Фатеев оказался 3 октября – его обвинили в совращении 14-летнего подростка через интернет. (Михаил Фатеев снялся в нескольких российских телесериалах, включая "Глухарь", "На углу у Патриарших" и "Марш Турецкого", с 2002 года он работал в Театре Романа Виктюка).

Ежегодно за действия сексуального характера в отношении детей в России осуждают более тысячи человек. Это одно из самых тяжких преступлений.

История жителя Барнаула Александра Сайберта – в репортаже корреспондента Настоящего Времени.

"Она изначально пришла в полицию, чтобы написать о том, что мой сын ее побил. И сотрудники отдела полиции – Курбанов и Багдасарян – предложили такую схему", – Нина Сайберт уже 8 лет ездит из Барнаула в Москву как в командировку и каждый год обивает пороги следственного комитета и прокуратуры.

В 2010 году ее сын потребует у жены развод и сразу окажется в тюрьме. Расстаться друзьями бывшие супруги не смогли из-за сотрудников органов, считает мать.

15 сентября супруга Александра пишет заявление о том, якобы он изнасиловал ее. 22 октября пишет, что она его оговорила.

Но второе заявление бывшей жены Александра так и не приобщили к уголовному делу. Зато в нем появились строчки о том, что на месте преступления также был четырехлетний сын Сайбертов. Александра задержали по подозрению в действиях сексуального характера не только по отношению к жене, но и к несовершеннолетнему.

"До лифта довели, в лифт завели, надели ему мешок на голову. Ему угрожали, что "мы тебя сейчас здесь изнасилуем, что увезем на берег Оби и закопаем, никто не узнает". На утро есть явка с повинной. В деле написано: "Пришел и написал явку с повинной". Как он вообще мог прийти?" – говорит Нина Сайберт.

На суде своей вины Сайберт не признал. В колонии вместе с ним оказался бывший участковый местного ОВД, который хорошо помнил обстоятельства дела Сайберта. К очередной апелляции по делу бывший участковый отправил суду такие показания: "Следователь Курбанов рассказал мне, что заявленных в сводке деяний Сайберт не совершал, а просто [Курбанов] и его коллега приняли заявление от женщины о скандале и побоях и "решили воспользоваться ситуацией" и убедили заявительницу написать заявление об изнасиловании, поскольку преступления по ст. 131-й, 132-й регулярно должны быть раскрываемы, а ввиду отсутствия таковых, приходится проявлять оперативную смекалку".

Это письмо бывшего участкового к делу тоже так и не приобщили. В этом году экспертизу по делу Сайберта подготовил Совет по правам человека при президенте. В деле нашли минимум восемь нарушений и рекомендовали признать приговор недействительным. Правозащитники говорят, что дело Сайберта – одно из целого ряда похожих.

"Обстоятельства задержания, избиение и явка с повинной, которые он дает после того, как он уже сутки просидел в полиции – все это указывает на то, что это типичное дело, когда для палки делается дело. Месть женщины обиженной, она настолько бывает столь эмоционально заряжена, она очень помогает полицейским. Они вместе работают в фальсификации. Несколько десятков случаев в год приходят", – говорит правозащитник, директор движения "За права человека" Лев Пономарев.

"Я сотрудникам начала говорить: как вы думаете, как душа ваша на все смотрит, вы же фабрикуете уголовные дела. Он мне честно (обернулся-посмотрел – никого нет) и говорит – "а нас заставляют", – рассказала мать Александра Сайберта.

За насильственные действия сексуального характера к ребенку младше 14 лет по российским законам наказывают сроком от 12 до 20 лет тюрьмы. По официальным данным Верховного суда России, по составу части 4 статьи 132 – за первые 6 месяцев 2017 года посадили 557 человек. И это больше, чем по всем другим частям статей о сексуальном насилии.

"Естественное желание раскрыть преступление особо тяжкое в правоохранительных органах всегда превалировало. Дело в том, что изнасилование доказать гораздо сложнее. Для этого нужны объективные доказательства – нарушение каких-то органов, определенные условия, в которых это происходит. А вот со 132-й гораздо проще для правоохранительных органов – одних показаний вполне достаточно, чтобы посадить человека от 12 до 20 лет", – считает адвокат Михаил Тер-Саркисов.

За первые 6 месяцев 2017 года российские суды оправдали только семь человек из числа обвиняемых в насильственных действиях к детям.

Александр Сайберт, осужденный 8 лет назад, выйдет из тюрьмы только через 6 лет. Если правозащитникам все же не удастся отправить его дело на пересмотр.

КОММЕНТАРИИ

По теме

XS
SM
MD
LG