Ссылки

Новость часа

Год убийству в Княжичах. Виновник гибели пятерых полицейских до сих пор не найден


Год убийству в Княжичах. Виновник гибели пятерых полицейских до сих пор не найден
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:49 0:00

Год назад, 4 декабря 2016 года, в селе Княжичи Киевской области произошла кровавая перестрелка между представителями нескольких силовых структур Украины.

По официальной версии, полицейские устроили в одном из домов в Княжичах засаду на банду грабителей. Но в соседнем доме сработала охранная сигнализация. На вызов приехал наряд госслужбы охраны, который и попытался задержать двух полицейских, приняв их за грабителей. Затем во время перестрелки между штурмовой группой спецподразделения КОРД и сотрудниками госслужбы охраны погибли пять человек.

"Боже, что мы наделали, мы полисменов расстреляли!" — свидетель перестрелки в Княжичах
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:39 0:00

Год назад руководители силовых структур Украины называли перестрелку трагической случайностью, а те, кому удалось выжить, утверждали, что их никто не предупредил о том, что в Княжичах проводится спецоперация. Как оказалось, спустя год следователи так и не разобрались, почему произошла трагедия и кто в ней виноват. Генпрокуратура, которая расследует это дело, обвиняет руководство полиции в умышленном убийстве, а родственники погибших не верят никому из силовиков и проводят собственное расследование.

Телеканал "Настоящее Время" встретился с теми, кто был в Княжичах 4 декабря, и узнал, как продвигается следствие.

*****

Полицейский Валентин Гаценко – выживший участник перестрелки в Княжичах. Он сотрудник полиции охраны и единственный, кто сегодня открыто рассказывает о том, что случилось.

По его словам, ночью в одном из домов в Княжичах сработала сигнализация. Два дежурных экипажа приехали проверить, что случилось. Оказалось, что дом был взломан, и вскоре в соседнем недостроенном здании полицейские задержали двух мужчин. Они, как окажется позже, были сотрудниками разведки и участвовали в спецоперации, которая на тот момент проходила в Княжичах. Но госохране разведчики себя не выдали.

"Они без предупреждения выбежали и начали стрелять. Я не знаю, что можно было сделать в такой ситуации", – вспоминает Гаценко.

"Я его спрашиваю: "Кто такой?", – рассказывает водитель. – А он: "Какая тебе разница, кто я такой?"

По версии руководства МВД Украины, руководители спецоперации решили, что разведчиков задержала банда преступников. Та самая, которую в ту ночь и выслеживали.

"Там действительно были преступники, – настаивает Татьяна Батюсь, адвокат руководителя спецоперации в Княжичах. – Но по каким-то причинам оперативные сотрудники не увидели, как реальные преступники покинули этот дом, и в дом приехала служба госохраны".

"Потом поступила информация, что оперативных сотрудников задержали и бьют, и было четкое впечатление, что их могут сейчас убить", – объясняет она, почему ее подзащитный решил применить оружие.

Спасать разведчиков отправились бойцы спецподразделения КОРД. Генпрокуратура, которая расследует перестрелку в Княжичах, недавно опубликовала запись телефонного разговора между руководителями спецоперации в ту ночь. Из него следует, что был дан приказ "принять" людей, которые захватили разведчиков.

"Как он сказал – так все и произошло, – подтверждает содержание записи Валентин Гаценко. – Эти выбежали и начали (стрелять)".

Водитель вспоминает: микроавтобус с бойцами КОРДа приближался к дому медленно и мигал фарами. Полицейские решили, что это едут жители села и таким образом просят освободить им дорогу.

"Он мигал то ближним, то дальним, типа: "Дайте проехать", – рассказывает Гаценко.

Не успел водитель их машины освободить дорогу, как началась стрельба.

"Я слышу крик. Поднимаю голову – выбегает человек в экипировке СБУ, спецподразделения. Все четко: наколенники, рации, фонарики на шлеме, маски, – вспоминает Гаценко. – Я еще подумал, что СБУ, и еще подумал: "Что они тут делают? У нас же обычная отработка сигнализации!" Он падает передо мной на левое плечо и начинает стрелять в водительскую дверь, где сидел Сергей Орлов".

Помимо госохраны, в автомобиле, который расстреляли сотрудники КОРДа, находились и разведчики, которых те якобы ехали спасать. Были убиты все, кто был в машине. При этом вторую машину ГСО, возле которой был Валентин, нападавшие не тронули.

****

МВД до сих пор публично называет этот случай трагическим стечением обстоятельств. Но журналист-расследователь Александр Курбатов замечает, что в истории с Княжичами слишком много вопросов остаются без ответов.

"Нормальных, внятных ответов, почему именно так все было сделано, а не иначе, даже прокуратура не получила, – замечает журналист. – Даже следователи прокуратуры не получили этих ответов. Где засада была, почему именно в этом месте, почему там были разведчики… Нет ответов! Милицейское руководство защищает своих людей чрезвычайно сильно, иначе под угрозой будут какие-то первые лица полиции, потому что это они руководили операцией".

План спецоперации утвердил лично глава Нацполиции Андрей Крищенко. После случившегося он остался на должности.

Начальник Управления Национальной полиции Киева Андрей Крищенко
Начальник Управления Национальной полиции Киева Андрей Крищенко

Зато были уволены семь офицеров полиции, а еще девять полицейских получили выговор. Троих руководителей спецоперации обвиняют в умышленном убийстве и превышении служебных полномочий. Но кто именно стрелял первым, Госохрана или спецназ КОРД – до сих пор предмет спора.

"Есть нормативно-правовые акты, которые четко регулируют порядок освобождения заложников. Эти полномочия были превышены, то есть фактически была дана команда, зная, что есть люди, которым может угрожать опасность, – говорит Николай Наливайко, следователь Генеральной прокуратуры Украины. – Это в дальнейшем и случилось: люди погибли. Приказ был отдан так, что его можно было трактовать как фактически на уничтожение, так и как просто на задержание с оружием. Мы сейчас это анализируем. Но в любом случае команда была отдана, и телефонные разговоры это подтверждают".

Прокуратура потребовала арестовать фигурантов перестрелки, но на сегодняшний день все они находятся под домашним арестом.

*****

Александр Орлов, отец убитого полицейского охраны Сергея Орлова, сомневается, что виновников гибели его сына честно накажут, поэтому начал свое расследование.

"Печерский суд никого не арестовал, апелляционный суд оправдывает убийц, отпускает их под домашний арест и даже меняет ему режим пребывания дома: если раньше было суточное, то теперь он должен находиться дома лишь с 20.00 до 7.00, – говорит Александр Орлов. – Где справедливость? У нас в стране любое ДТП совершается, и сразу человека в тюрьму закрывают, а тут убили 5 человек – и все на свободе".

Родители убитого полицейского бросили работу и переехали из Хмельницкой области в Бровары, где служил их сын, пытаясь разобраться, что произошло в Княжичах на самом деле.

"Оперативно-следственная группа замыливала следы, я могу это откровенно сказать, – говорит Александр Орлов. – На месте после них 5 декабря мы нашли гильзы, мы нашли пули, нашли куртку простреленную. Ее невозможно было не заметить".

Александр больше двадцати лет проработал участковым, а расследовать дело ему помогает друг, бывший следователь, а также коллеги сына. Отец проводит реконструкцию событий, добывает фото- и видеодоказательства и даже записи телефонных разговоров руководителей спецоперации. Журналистам пока эти материалы давать опасаются: ждут начала суда. Но Александр уверен: полицейских и разведчиков убили специально, чтобы скрыть следы другого преступления. По его версии, руководство МВД сотрудничало с бандой грабителей: в доме, который взломали, хранили немалую сумму денег, от 3 до 30 млн гривен.

Правда, хозяин дома Александр Кокорин это отрицает. Говорит, что он пенсионер, денег у него таких не было, и ничего ценного из дома не пропало:

"Сигнализация сработала. Была первая волна, три человека прошли, быстро обшмонали дом, ничего не нашли, действовали очень квалифицированно и ушли в лес. А потом начались все недоразумения", – рассказывает собственник дома.

Банду грабителей, за которой охотились в ту ночь в Княжичах, украинские силовики показательно задержали в Киеве. По очереди арестовали восьмерых ее участников, среди которых – бывшие сотрудники полиции. Их уже судят за организацию преступления. Но в СИЗО – никого. Кто-то под домашним арестом, кто-то внес залог. Подсудимый в деле о подготовке ограбления в Княжичах Игорь Касьян свою вину отрицает:

"Я ничего не совершал, я вел абсолютно прозрачный законопослушный образ жизни", – говорит он.

Если вину так называемой банды докажут, ее участникам грозит до 15 лет тюрьмы. А вот руководителей спецоперации, в результате которой погибли 5 человек, могут лишить свободы пожизненно. Если, конечно, дело дойдет до суда.

Родители погибшего Сергея Орлова, намерены сделать все, чтобы так и случилось.

"Мы не пережили. И если кто-то надеется, что мы успокоимся и отступимся – нет, – говорит Нина Орлова, мать убитого Сергея Орлова. – Я мужа поддерживала и буду поддерживать, пока смогу. Сердце моего сына остановили 38 пулями, а мое еще бьется. И пока оно бьется, мы будем стоять и добиваться, ходить и обивать пороги. И будем стоять на своем, потому что его казнили!"

КОММЕНТАРИИ

По теме

XS
SM
MD
LG