Ссылки

Новость часа

Погром из-за граффити. Как активисты отомстили за символ Майдана


Погром из-за граффити. Как активисты отомстили за символ Майдана
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:21 0:00

В минувшие выходные в центре Киева ультраправые активисты добились закрытия мебельного магазина, фасад которого выходит на улицу Грушевского неподалеку от Майдана. Люди в масках разбили витрины и забросали краской вывеску магазина. Участники стихийной акции были недовольны тем, что неизвестные закрасили граффити, ставшие символом Революции достоинства.

Сейчас на фасаде магазина появились новые граффити: надписи «Никогда так больше не делай», «Тут был Майдан, и он тут будет вечно», A.C.A.B., СЛОН и символика добровольческого полка «Азов».

Администрация магазина повесила объявление «Салон "Эмпориум" закрыт на реконструкцию», витрины и стеклянные двери заклеены изнутри черным полиэтиленом. У входа дежурит частная охрана.

В субботу, 2 сентября, журналистка Татьяна Высоцкая сфотографировала рабочих, которые закрашивали граффити на стене мебельного салона «Эмпориум». Три граффити появились на стене во время Революции достоинства: портреты Леси Украинки, Тараса Шевченко и Ивана Франко, все трое были в балаклавах.

«И к слову, кто владелец того магазина? Может пора с ним политинформацию провести?», – написала она.

На следующий день около магазина собрались десятки людей, в основном радикально настроенные активисты. Они пришли требовать объяснений от владельцев магазина. Но к ним никто не вышел. Тогда собравшиеся начали кидать в фасад камни, яйца, емкости с краской, а под дверь положили покрышки, которые попытались поджечь.

Позже у магазина появилась полиция. Никого из участников стихийной акции не задержали.

Владелец магазина Игорь Доценко утверждает, что не имеет никакого отношения к рабочим, закрасившим граффити. По его словам, он 3,5 года следил за сохранностью этих рисунков.

«Три с половиной года назад, во время революции, пришли ребята ночью, спросили –можно ли мы на стенах сделаем стрит-арт? Стены были расписаны различными матюками, неприличными словами, а они сказали, что это перекроют. И я сказал – хорошо. 10 февраля 2014 года они это сделали, и мы 3 с половиной года поддерживали это. И что, вы считаете, что есть какой-то мотив, какая то логика – взять и закрасить?» – говорит он.

Эти граффити были символом Майдана. В 2014 году министерство культуры Украины внесло их в список охраняемого наследия и объявило частью музея Майдана. В Институте национальной памяти сказали, что обратились в Генеральную прокуратуру и полицию с требованием возбудить уголовное дело по факту вандализма.

В понедельник прокуратура Киева возбудила уголовное дело. Подозреваемому грозит наказание от штрафа в размере $100 до лишения свободы на срок до трех лет.

«Когда народ не слышат, то он бросает камешки в окна»

Граффити «Иконы революции» на улице Грушевского были широко известны за пределами Украины. Их к примеру, тиражировали на одежде. Почему их смогли так легко уничтожить, Настоящему Времени рассказал киевский художник и дизайнер Андрей Ермоленко.

— Дело в том, что каждый день в Украине уничтожается очень много памятников, которые являются памятниками культуры. Это нормально. Тут просто такое дело, понимаете, те, у которых есть много денег, они чихать хотели, это является памятником культуры или нет. Покупаются дома, в них делаются полностью перестройки, вносятся в домах 13 века, которые занесены в ЮНЕСКО.

— То есть это не вопрос политики, на ваш взгляд, а это вопрос просто мировосприятия?

— Это вопрос глупости и необразованности людей.

— Знаете, какой вопрос меня волнует? Эти граффити на улице Грушевского, я помню, когда они появились, они, кстати, красивые очень, кроме всего прочего, никому не пришло в голову из людей, которые сейчас находятся в киевской мэрии, даже патриотов Украины, позаботиться о том, чтобы они стали объектом культуры, охраняемым государством?

— Я вам скажу, что они и есть объект, охраняемый государством. При помощи Института памяти эти граффити были внесены в реестр памятников культуры особого значения.

— Тогда как же бизнесмен мог просто взять и их стереть, если это объект, охраняемый государством?

— А очень просто. Это человек, у которого, я думаю, что поехала крыша, да и все. Таких очень много, понимаете? Проблема в том, что бабки есть, люди берут и делают в домах… Я вам же говорю, дома XIII века у нас, получается, что из них делают какие-то торговые центры. Во Львове, например, на площади XIII века, на самой старой площади Львова – это Звенигородская – например, в домах достраивают по 2-3 этажа, делают там парковки.

— То есть в этом нет политики, я правильно понимаю?

— В этом есть глупость и в этом есть, знаете: а давайте попробуем, может быть, все забылось, все затянулось.

— Чем мешать может бизнесу такое граффити, которое привлекает туристов?

— Это тоже глупость. Некоторые люди не понимают, что история творится именно сейчас, и мы живем в момент, когда мы делаем определенный культурный пласт истории.

— Объясните тогда, на ваш взгляд, ответ людей, которые пришли с «коктейлями Молотова» отомстить за закрашивание этих граффити, он симметричный или ассиметричный?

— Он абсолютно симметричный. Когда народ не слышат, то он иногда в окна бросает камешки.

КОММЕНТАРИИ

По теме

XS
SM
MD
LG