Ссылки

Новость часа

Конец архитектурной эпохи. В чем философия и политика московской "хрущевки"


Конец архитектурной эпохи. В чем философия и политика московской "хрущевки"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:33:15 0:00

В Государственную Думу России внесен законопроект о сносе пятиэтажных жилых домов в Москве. Официально сообщается, что жильцов "ветхих" пятиэтажек будут переселять в новые дома.

На встрече с Владимиром Путиным 21 февраля мэр российской столицы Сергей Собянин заявил, что у Москвы есть бюджет – 6 триллионов рублей, который можно пустить на реновацию территорий с пятиэтажными домами. Президент эту идею одобрил.

Как до этого учитывалось мнение россиян, в случае реализации масштабных государственных проектов в нашей справке:

"На государственные нужды". Как в России отнимают частную собственность под федеральные стройки
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:41 0:00

Законопроект о переселении полутора миллионов жителей российской столицы уже прошел первое чтение в Госдуме. Под программу попадают почти восемь тысяч жилых домов – преимущественно здания первого периода индустриального строительства.

В основном это панельные и блочные дома в 4-5 этажей, возведенные в период с 1957 по 1968 годы. На реализацию программы реновации уйдет не одно десятилетие, старт назначен на сентябрь текущего года. Через что придется пройти жителям Москвы.

"Довольны будут все". Как московские власти расселят полтора миллиона жителей пятиэтажек
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:10 0:00

Есть ли противоречия между проектом закона и действующими нормами Тимур Олевский спросил сегодня у Петра Иванова, преподавателя Московской высшей школой социальных и экономических наук или "Шанинки".

Иванов: Не то, чтобы этот закон вступал в противоречие с действующим законодательством. Он является инструментом, который позволяет отменять действующее законодательство, нормы Земельного кодекса, Градостроительного кодекса, градостроительные нормы и правила, и так далее и тому подобное. Подробно – в так называемых зонах инновации, право назначения которых дается в соответствии с этим законопроектом исполнительной власти.

Олевский: А что касается собственников жилья? Они должны будут выполнить этот закон, если он будет принят?

Иванов: Что касается собственников жилья. В соответствии с этим законопроектом, у собственников жилья есть право на получение компенсации их жилой собственности в границах их района или в соседних районах в границах округа. Но она является правом. В рамках этого законопроекта не существует субъекта, который бы отвечал за реализацию этого права. Далее, в этом законопроекте прописана норма, в соответствии с которой, решением суда – в случае ежели собственник не принимает решение о переселении в предложенный ему маневренный фонд – то его могут выселить на основании решения суда.

Олевский: Какие права при этом получает застройщик? И на какие деньги он будет реализовывать этот проект?

Иванов: Здесь сложная история. С точки зрения строительства, застройщик получает право на строительство чего угодно в каком угодно режиме, зоне реновации. Потому что там не действуют нормы Градостроительного и Земельного кодексов, не действуют строительные нормы и правила. Более того, даже в этом законопроекте прописано, что для того, чтобы осуществлять строительную деятельность на участке, относящемся к зоне реновации, не нужно разрешение на строительство.

Олевский: Можно представить себе какие-то злоупотребления, или вам кажется, что будет все сделано довольно цивилизованно?

Иванов: Нет, к сожалению, оснований полагать, что что бы то ни было будет сделано цивилизованно в той ситуации, когда законопроект подразумевает отмену норм.

Осенью будущего года в Москве должны пройти выборы мэра города, и хотя официально кампания еще не началась, ряд политиков уже заявили о своем желании в них поучаствовать. Один из них – действующий депутат Мосгордумы, коммунист Андрей Клычков. Тимур Олевский узнал у депутата, как он относится к сносу советских пятиэтажек и может ли он привести к протестам среди жильцов:

Андрей Клычков: Этот закон не может без социальных последствий быть реализован в городе Москве. Хотя я являюсь сторонником наведения порядка, в том числе и с ветхим, и аварийным, безусловно, жилым фондом города Москвы. Москва хрущевских пятиэтажек – это не та Москва, которую нужно охранять, это все-таки та территория, которую нужно развивать.

Тимур Олевский: Как нужно обходиться с собственниками жилья в этом случае тогда?

Клычков: Есть несколько моментов ключевых, которые для меня являются принципиальными при анализе данной ситуации, данной концепции. Даже начнем не как с собственниками, а что должен делать город. Во-первых, город, наконец, за последние 27 лет должен понять, что такое Москва, и для чего Москва должна развиваться, до каких пределов либо какая экономическая составляющая должна быть, какие точки роста должны быть и как он должен выглядеть. Москва как нечто неконтролируемое, неограниченное и строится-строится-строится – для меня это не столица в том виде, в котором я привык и хотел бы ее видеть. Поэтому я предлагал бы разработчикам этой концепции, а с нашей стороны нашей оппозиции в Мосгордуме поставить вопрос о целесообразности рассмотрения территориальных планов развития конкретного микрорайона, района, и только после этого приступать к реализации.

Олевский: Как вы считаете, допустим, закон примут, у нас есть основания предполагать, что при желании любой закон принять могут, могут и этот сырой, там как-то доработав, принять. Вы говорили в одном из интервью, что может до трети жильцов ветхого жилья отказаться уезжать из своих квартир. Вы готовы, не знаю, возглавить социальный протест в этом случае?

Клычков: Я думаю, что мы будем действовать поэтапно. Сейчас этот вопрос находится в Государственной думе, буквально полчаса назад мы закончили подготовку материалов по анализу данного законопроекта, мы на первом этапе будем пытаться доказать где-то слабые, где-то ошибочные места в этом проекте для того, чтобы исключить их сразу. Ну, наверное, не самоцель для меня, чтобы мы получили огромное количество людей, которые просто не понимают, куда их тащат и зачем, был понятный алгоритм действия властей, в том числе и с ограничениями для них и ограничениями для застройщиков в интересах москвичей в первую очередь.

Если же наших сил не хватит, и мы получим волюнтаристский проект, который главной целью ставит разрушить и построить что-то новое, то тогда, безусловно, я никогда не отходил и не отойду в сторону от помощи тем людям, которые будут обращаться за защитой своих прав.

Пятиэтажку – за 15 дней. Как строились "хрущевки"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:23 0:00

На строительном рынке Москвы уже работают крупные девелоперы, одна из компаний "Центр" миллиардера Бориса Роттенберга даже судилась со структурами девелопера Марины Сечиной, бывшей жены главы Роснефти Игоря Сечина. Кто займется реновацией жилья в Москве, Настоящее Времмя узнало у экс-депутата Дмитрия Гудкова.

Гудков: Сама идея мне нравится, потому что я сам видел, в каком состоянии находятся пятиэтажки, но не только пяти-, но и девятиэтажки. Поэтому если город вдруг будет переселять их плохого жилья граждан в хорошее, я думаю, что сама по себе идея очень правильно.

Нас же уверяют, что будут сноситься пятиэтажки. А там есть еще такая формулировка как "зоны реновации". Вот что такое зоны реновации, нам недавно рассказал один из авторов закона, Михаил Дегтярев из Самары, кстати. Он говорит: "Все очень просто. Берем пятиэтажку, чертим круг вокруг этого дома, и все, что попадает в эту зону реновации, мы будем сносить". То есть в зону реновации может попадать все, что угодно. Могут подпадать здания, могут попадать объекты недвижимости, предприятия.

Вот, пожалуйста, вам свежая история, когда компания "РГ - Девелопмент", которая, судя по сообщениям СМИ, принадлежит Ротенбергам, сейчас получила заказ на реновацию территории в Щукино и строит там четыре 25-этажки с нарушением всех каких только можно норм. А в зону реновации попадает, например, завод железобетонных изделий. Так вот по санитарным нормам вблизи 300 метров ничего от завода этого строить нельзя, а они строят, во-первых, эти высотные дома с нарушением всех этих норм, и 100%, это мой прогноз, собственник завода железобетонных изделий эту собственность потеряет. То есть, конечно, согласие из него выбьют. И самое главное в этом законе – это то, что Москва получает преференции в виде вот этих зон реновации.

Олевский: А в чем преференция?

Гудков: Грубо говоря, сносится пятиэтажка, если жителям даже равнозначное жилье предоставлять, то все, что будет вокруг этой пятиэтажки, попадает в зону реновации, и это создает такие возможности для наших девелоперов, для наших властей, что туда может попадать что угодно.

Олевский: А теперь объясни мне, пожалуйста, это бизнес? Если это бизнес, то кто бенефициар?

Гудков: Сегодня, вы можете посмотреть, уже все СМИ написали, что будет шесть строительных компаний, которые входят в такую организацию "Центр", и везде написано, что эти все компании действуют в интересах Ротенберга.

Москвичи – Собянину: надо не сносить "хрущевки" для пиара, а заняться расселением ветхого жилья
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:47 0:00

В Санкт-Петербурге программа реновации "хрущевок" реализуется уже почти десять лет. И всё это время она неизменно сопровождается скандалами.

Городской закон "Об адресной программе развития застроенных территорий", был принят в 2008 году. Он определил 23 территории, где часть домов должны были пойти под снос. Собственникам квартир в сносимых домах при этом гарантировалось переселение в новые дома, расположенные в пределах той же территории.

Но, в отличие от московской программы, для сноса дома в Петербурге необходимо было получение согласия всех собственников жилья.

Итоги программы реновации в Санкт-Петербурге по данным Новой Газеты таковы: инвесторы из компании "СПБ-Реновация" передали жителям расселенных корпусов 103 квартиры — это 0,6% от того объема, который должен быть достигнут к окончанию программы в 2019 году.

В кварталах реновации не построено ни одной школы, детсада или поликлиники. А практически все построенное жилье инвесторы пустили в продажу по рыночным ценам. На месте снесенных домов выросли новые здания в лучших традициях уплотнительной застройки.

КОММЕНТАРИИ

XS
SM
MD
LG