Ссылки

Новость часа

В Кыргызстане женщина приняла ислам, чтобы похоронить мать


Однако односельчане и местный имам все равно отказались предоставлять место на кладбище, потому что умершая была баптисткой

Жители села Сары-Талаа Ала-Букинского района Джалалабадской области Кыргызстана и местные имамы не разрешили родственникам односельчанки Каныгуль Сатыбалдиевой похоронить ее на местном кладбище и нашли для захоронения тела другую могилу. Причиной этому послужило то, что покойная придерживалась христианского-баптистского вероучения.

После долгих споров для захоронения Каныгуль Сатыбалдиевой нашли могилу в селе Орукту. Однако и там жители выразили протест, после чего тело усопшей пришлось выкапывать.

Тело Сатыбалдиевой перезахоронили в соседнем селе Сары-Булак, где имелось христианское кладбище. Но протесты начались и там.

Информацию подтвердил полпред правительства в Джалал-Абадской области Кыянбек Сатыбалдиев. По его словам, против захоронения тела Каныгуль Сатыбалдиевой на этот раз выступили представители христианства. Для захоронения усопшей в данный момент ищут другое место.

"Меня хотели закидать камнями"

76-летняя Каныгуль Сатыбалдиева умерла ранним утром 13 октября. Из-за запрета односельчан хоронить мать на местном кладбище ее дочь Жылдыз Азаева обратилась за помощью в акимиат [мэрию] и к депутатам местного кенеша [представительного органа местного самоуправления].

Против захоронения умершей на мусульманском кладбище первым выступил районный имам, который 14 октября собрал людей и потребовал от Жылдыз Азаевой обратиться в ислам. Там же прозвучали призывы к наказанию женщины, забросав ее камнями.

"Они потребовали, чтобы я оставила христианство и приняла ислам. Все это снимали на видео. Мне пришлось согласиться ради матери. Меня буквально вынудили. Хотели, чтобы это послужило уроком для других. Требовали произнести келме [мусульманский символ веры]. Я не смогла, и имам прилюдно обсмеял меня. Приняв ислам, я спросила, разрешат ли они похоронить мою маму. Ведь труп пролежал уже два дня и начал источать запах. Но собравшиеся отказали мне. Сказали, чтобы я хоронила тело у себя в огороде. Врагу не пожелаю оказаться в такой ситуации. Имам сказал, что они "всего лишь спасли меня от чужой веры, иначе, меня бы забили камнями", – рассказывает Жылдыз.

По ее словам, никто из собравшихся не стал призывать остальных остановиться и не поддаваться эмоциям. За происходившим наблюдали также представители местных властей и милиции.

"Моя мама десять лет читала эти книги. От нее не было никакого вреда. Родители прожили вместе 50 лет, отец все это время совершает намаз. Жители могли пожалеть хотя бы его. Братьев у меня нет, нас две сестры. Женщинам, как обычно, трудно заявить о своих проблемах. Людей же хоронят независимо от их положения. Хоронят преступников и террористов. Даже животных закапывают. Моя мама ведь обычная гражданка Кыргызстана. Разве мы совершили убийство? Или обокрали кого? Мы же никому не причинили никакого вреда", – говорит Жылдыз.

Районный имам Шумкар ажы Чыналиев говорит, что не насмехался над Жылдыз Азаевой. Разговор с сельчанкой он называет "разъяснительной беседой": "Местные аксакалы собрались возле акимиата и заявили, что не допустят захоронение Сатыбалдиевой на местном кладбище. Мы предложили похоронить ее в других селах. Но имамы местных мечетей тоже резко выступили против. Как оказалось, обе дочери покойной приняли другую веру. Мы провели разъяснительную работу. Они признали, что были неправы и готовы вернуться к исламу, но жители не успокаивались. Сельчане все равно отказались предоставлять могилу для их матери. Далее мы поехали в другие села, где есть христианские кладбища. Но и там им отказали".

Выкопать, чтобы перезахоронить

Глава района Сонунбек Акпаралиев в интервью киргизской службы Радио Свобода рассказал, что для захоронения тела Сатыбалдиевой готовится могила на кладбище, где ранее был захоронен другой человек, также придерживавшийся баптистского вероучения. Аким пообещал, что жалобы в адрес имама обязательно проверят.

"Место под захоронение уже нашли. В прошлом году хоронили одного баптиста, там сейчас готовят могилу. Мы ведь все мусульмане. Что с нами будет, если все начнут принимать другие веры? Насчет имама я пока не слышал, но я проверю. После этого и поговорим", – заявил Глава района Сонунбек Акпаралиев.

Позднее стало известно, что для тела Каныгуль Сатыбалдиевой нашли могилу для захоронения. Однако жители села Орукту также начали протестовать. В итоге труп пришлось выкопать, чтобы перезахоронить его в другом селе, где уже были погребены христиане.

В итоге тело Сатыбалдиевой перезахоронили в соседнем селе Сары-Булак, где имелось христианское кладбище. Но и там вскоре начались протесты.

"У нас что, руководят не губернаторы и акимы, а религиозные деятели?"

Согласно Конституции, Кыргызстан является светской страной. Правозащитник Турсунбек Акун отмечает, что страна также имеет международные обязательства по обеспечению свободы вероисповедания.

"После ратификации Кыргызстаном международной конвенции по свободе вероисповедания в стране резко увеличилось число разных религий. Считаю, что документ нельзя было ратифицировать. Но раз приняли, необходимо его соблюдать и дать людям право выбора, а представителям этих религий предоставлять площади под кладбища. Ислам учит к терпимости, спокойствию. Представляете, что было бы, если их закидали камнями? Мы живем в правовом государстве. Аким, его заместитель вопрошают, что им делать, если эти вопросы решают молдо [мулла]. У нас что, руководят не губернаторы и акимы, а религиозные деятели?" – задается вопросом правозащитник Турсунбек Акун.

Деятельность баптистов в Кыргызстане началась в 1907-08 годах с переселением первых немецких семей. На сегодняшний день в Кыргызстане насчитывается около трех тысяч последователей этой религии и 50 домов молитвы.

Всего в Кыргызстане официально зарегистрировано около 2800 религиозных организаций. Более двух тысяч из них – это организации исламского направления и мечети, остальная часть относится к христианской религии.

КОММЕНТАРИИ

По теме

XS
SM
MD
LG