Ссылки

Новость часа

Неустрашимый Навальный борется с коррупцией более агрессивно


Алексей Навальный был осужден дважды, но продолжает разоблачать финансовые махинации российской верхушки

Можно подумать, что кто-то, кого осудили и дважды приговорили, чей брат сел в тюрьму из-за сомнительных обвинений, и живет в стране, где журналистов-расследователей и политических активистов безнаказанно убивают, будет стараться избегать внимания.

Если бы речь шла не об Алексее Навальном, это, наверное, было бы правдой.

39-летний юрист, блогер и бывший бизнесмен давно известен среди инакомыслящих в российском обществе. Он называл правящую партию Кремля "партией жуликов и воров". Он помог провести беспрецедентные антиправительственные уличные протесты в 2011 и 2012 году.

Однако именно расследования о коррупции на наивысшем уровне в России президента Владимира Путина, которые провели Навальный и его организация – Фонд по борьбе с коррупцией – стали самыми резонансными и не только в России.

Только в этом году Навальный и его команда опубликовали расследования о:

подмосковном особняке, который якобы принадлежит союзнику Путина Владимиру Якунину, который в последствии покинул пост председателя государственной монополии РЖД, который он удерживал в течение 10 лет;

роскошных часах за 600 тысяч долларов пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, а также о том, что он провел медовый месяц на яхте Maltese Falcon, прокат которой стоит 350 тысяч евро в неделю;

об огромном особняке в азиатском стиле министра обороны Сергея Шойгу на окраине Москвы, который команда Навального оценила в 18 миллионов долларов. По официальным документам, дочь Шойгу стала владелицей имущества в 2009 году, в возрасте 18 лет.

Последнее расследование-блокбастер Навальный опубликовал в начале декабря о генеральном прокуроре Юрии Чайке.

Фонд по борьбе с коррупцией утверждает, что один из сыновей Чайки незаконно приватизировал российские промышленные объекты и использовал выручку для инвестирования в роскошный отель в Греции и виллу в Швейцарии. Другой сын Чайки выиграл незаконные государственные тендеры на строительство и проекты развития в России, говорится в расследовании.

43-минутный фильм собрал более 4 миллионов просмотров с момента публикации на YouTube 1 декабря.

Чайка назвал расследование "заказом, выполненным явно не на деньги исполнителей". Он обвинил американского бизнесмена Уильяма Браудера, который сыграл важную роль в решении западных правительств применить санкции против россиян, якобы причастных к смерти Сергея Магнитского. Браудер свою причастность отрицает.

Один из сотрудников ФБК Георгий Альбуров заявил, что организации не собирается останавливать свою работу.

"Рано или поздно мы обязательно что-нибудь еще накопаем, потому что коррупция в России сегодня так распространена, что стоит лишь слегка копнуть своей лопатой, и сразу натыкаешься на кого-то типа Чайки", – сказал он в интервью Обзор.Press 8 декабря.

С того времени, как Путин стал президентом в 2000 году, количество СМИ, которые проводят независимые расследования о преступности, коррупции, резко сократилось. Лишь "Новая газета" и несколько других по-прежнему проводят существенные расследования о коррупции.

Навальный начинал как акционер и активист. Позже перешел к раскопкам подозрительных банковских операций, покупок недвижимости и отмывания денег подставными компаниями, связанных с самыми богатыми бизнесменами и ведущими политиками России.

В частности, он тщательно изучал деятельность вице-премьера Игоря Шувалова, миллиардера Виктора Вексельберга и председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина.

Навальный занялся политикой: помог собрать десятки тысяч людей на уличных протестах против нечестных парламентских выборов 2011 года и возвращения Путина на пост президента в 2012 году. Навальный бросил вызов кремлевскому фавориту на выборах мэра Москвы 2013 года, заняв второе место с более чем 27 процентами голосов.

Его неоднократно арестовывали, дважды осуждали, а прокуратура взялась и за его брата Олега, которые и сейчас сидит в тюрьме – как "заложник", для того, чтобы у власти был рычаг давления на Навального, считают его сторонники.

Для многих, кто следит за ситуацией в России, тот факт, что Навальный продолжает настаивать на проведении расследований, интригует сам по себе – особенно, после убийства либерального политического лидера оппозиции Бориса Немцова. Его убийство в феврале в нескольких метрах от стен Кремля шокировало страну.

"До того, как убили Немцова, я бы сказала, определенные люди были неприкасаемые – среди них Навальный и Немцов. Но этого расчета больше нет", – считает Карен Давиша, профессор Университета Майами в штате Огайо, и автор книги "Клептократия Путина: кому принадлежит Россия?". – "Я ненавижу задавать этот вопрос. Почему он все еще здесь? Это пробуждает во мне суверенного человека".

Однако, по ее словам, динамика между такими оппозиционерами как Навальный и Кремлем намного сложнее, чем может показаться посторонним.

"Режим, кончено, рассчитывает на то, что потеря значительного человека только ухудшит статус этого режима на Западе", – сказала она.

Роман Борисович, бывший вице-президент "Росгосстраха" и давний спонсор проектов Навального, живущий в Лондоне, сказал, что известность Навального обеспечивает ему некоторую защиту от опасности быть убитым, как Немцов.

"Смена режима – очень опасное слово, но Навальный никогда не призывал к проявлениям насилия или бурным протестам. До сих пор он не принимает никакую идею революции или вооруженного восстания", – говорит Борисович.

Последствия выпуска фильма о Чайке чувствуются до сих пор. Кремль попытался преуменьшить важность расследования. Ни один российский телеканал не показал документальный фильм. Недавно, фестиваль, который включил ленту в свою программу, получил предупреждение от Министерства культуры о нарушении прав распространения фильмов фестиваля.

Министр культуры Владимир Мединский занимает видное место в начале фильма, и Навальный публично ставил вопросы о связях Мединского с сыновьями Чайки.

"Вы можете быть противником режима, и вы можете говорить о коррупции режима различными способами", – сказал Борисович. – "Но он надеется – можно поспорить, наивно это или нет – он по-прежнему надеется на мирные изменения, на смену режима, к которой приведет народ, бедность россиян, то, что россияне откроют глаза и обнаружат, что коррупция стала раком общества".

Елена Панфилова, которая возглавляет российский офис Transparency International, сказала, что Навальный уже достиг многого, и что изменения медленно происходят в России.

"В конце концов, это не вопрос борьбы с коррупцией ради борьбы с коррупцией, но во имя выживания страны", – сказала она. – "Если все останется так, как сейчас, то рано или поздно все пропадет в бездне, где никто – даже сами кровопийцы – не хочет оказаться".

КОММЕНТАРИИ

XS
SM
MD
LG