Ссылки

Новость часа

Россия в судах. Громкие расследования и разбирательства 2020 года


Громкие расследования и судебные разбирательства в России в 2020 году
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:09:34 0:00

России 2020 год принес новые громкие политические дела и поставил точку в нескольких делах прошлых лет. За решетку попали политики, журналисты, гражданские активисты, ученые, блогеры – 2020-й продолжил тенденцию преследования несогласных и неугодных. Многие из этих дел вызывали в обществе большой резонанс и возмущение методами работы силовиков.

Дело Ивана Сафронова

Впервые за 30 лет по статье "Госизмена" проходил журналист – человек, не имевший доступа к гостайне, но работавший с источниками и публиковавший статьи об оборонно-промышленном комплексе. Ивана Сафронова задержали 7 июля. В его поддержку выступили журналисты десятков изданий.

Следствие по делу бывшего журналиста "Коммерсанта", а в последний год – советника главы "Роскосмоса" продлили до апреля, арест – до марта. Полгода он уже просидел в СИЗО "Лефортово". Все заседания проходят в закрытом режиме. Следствие утверждает, что Сафронов выдал гостайну чешским спецслужбам в 2017 году – передал им данные по военному сотрудничеству России со странами Африки. Статья, по которой его обвиняют, предусматривает до 20 лет тюрьмы.

На большой пресс-конференции 17 декабря Владимир Путин, комментируя обвинения в госизмене в адрес журналиста Ивана Сафронова, заявил, что его преследование "никак не связано с его профессиональной журналистской деятельностью": "[Это] связано с достаточно длительным периодом работы и в рамках помощника или советника Рогозина, когда он в правительстве работал, и в "Роскосмосе" работал".

Президент в своей речи сделал сразу несколько ошибок. По версии следствия, Сафронов выдал секретные сведения иностранцам в 2017 году, но работу в "Роскосмосе" он начал только в 2020-м. Либо президента неверно информируют о деле Сафронова, либо он не придает ему значения настолько, что путает принципиально важные факты, которых в этом деле не так уж и много.

Дело Светланы Прокопьевой

Штраф суммой почти в 7 тысяч долларов воспринимается как победа – псковскую журналистку Светлану Прокопьеву прокурор просил посадить на 6 лет по статье за "оправдание терроризма". В 2018 году журналистка написала колонку о подростке, взорвавшем себя в здании архангельской ФСБ, в которой выразила мысль, что подавление протеста государством ведет к его радикализации, а репрессивная система сама подталкивает граждан к отчаянным действиям.

"Жлобицкий был поводом поговорить о проблеме. Об этой проблеме я и пыталась поговорить. Но вот меня поняли так. Что я против системы. Я против такой системы, но это не значит, что я за терроризм и за то, что эту систему надо взрывать в буквальном смысле", – говорила журналистка.

Эксперты не увидели в тексте Прокопьевой порицания теракта, зато увидели его оправдание. Шестого февраля 2019 года к ней приехал отряд быстрого реагирования, дом окружили люди в камуфляже со щитами и автоматами. После пятичасового обыска Светлану под конвоем увезли на допрос. Текст прошел восемь лингвистических экспертиз. В результате она получила штраф в полмиллиона рублей, а журналисты – очередной сигнал от силовиков, что в следующий раз это может быть не штраф.

Дело "Нового величия"

В августе за создание экстремистского сообщества и участие в нем трое молодых людей получили сроки до 7 лет и еще четверо – до 6,5 условно. Руслан Костыленков, которого следствие назвало лидером организации под названием "Новое величие", говорил, что в ФСБ на допросе его изнасиловали молотком для отбивки мяса. Еще один фигурант Павел Ребровский сначала пошел на сделку со следствием – ему грозило 2,5 года, но затем он от своих показаний отказался и заявил, что давал их под давлением. Он получил 6 лет колонии.

Несколько молодых людей познакомилась в интернете. В декабре 2017 года они создали чат в телеграме и начали общаться на самые разные темы – от музыки до домашних питомцев. Их объединяло в основном то, что в офлайне общения они лишены.

"У нас люди собрались не очень общительные, с какими-то личными странностями в общении. В принципе, все из группы не имели друзей или вообще не было друзей, ни с кем не общались. А тут так получилось, что душевно общались", – рассказывала бывшая фигурантка дела Анна Павликова.

Однажды в чате появился человек под ником Руслан Д. Его больше всего интересовала политика. Он предложил друзьям участвовать в политической жизни страны, стал организовывать встречи. Первые из них проходили в "Макдональдсе", позже он арендовал отдельное помещение. Так появилась организация "Новое величие", название придумал Руслан Д. – как и ее устав, который позднее на суде стал единственным документом. Сам Руслан Д. на суде дал показания на остальных участников. По мнению журналистов, правозащитников и самих фигурантов дела "Нового величия", Руслан Д. – внедренный агент спецслужб, который превратил чат друзей в "организацию с признаками экстремистской" и подталкивал ее участников к неосторожным высказываниям против власти.

Дело вызвало большой резонанс в обществе. В Люблинский суд для поддержки фигурантов приходило много людей. В октябре 2018-го на Лубянской площади прошла несогласованная акция в поддержку фигурантов дела "Нового величия" и дела "Сети" – еще одного резонансного уголовного процесса ФСБ. В акции участвовали полторы тысячи человек.

В сентябре 2018 года правозащитный центр "Мемориал" признал фигурантов дела "Нового величия" политическими заключенными.

Дело "Сети"

Молодых людей из Пензы и Санкт-Петербурга обвинили в подготовке терактов с целью дестабилизировать обстановку в стране, проведении межрегиональных съездов, тренировок с оружием, изготовлении самодельных взрывных устройств. Большинство обвиняемых – антифашисты и анархисты.

Фигуранты заявляли, что действительно проводили тренировки, но только по самообороне, потому что на антифашистов в России нередко нападают. Оружие у некоторых из них действительно нашли. О намерениях молодых людей суд делал выводы, исходя из их показаний, от которых участники процесса отказывались, потому что давали их под пытками со стороны сотрудников ФСБ. Приговор был суровый: семеро обвиняемых получили сроки от 5,5 до 18 лет лишения свободы.

"Домысливают, довинчивают и подталкивают людей к тому, чтобы они что-то сделали, – говорит руководитель правозащитной группы "Агора" Павел Чиков. – Для всего ведомства это оправдание собственного существования. А о том, есть там какая-то угроза за действиями этих ребят или нет и как общество это воспринимает, это критерием не является".

Дело Юрия Дмитриева

Руководителя карельского отделения общества "Мемориал" Юрия Дмитриева обвиняли в изготовлении детской порнографии и развратных действиях сексуального характера в отношении его несовершеннолетней приемной дочери еще в 2016 году.

Два года спустя суд признал его невиновным. Однако оставалось еще одно обвинение – в хранении оружия (дома у Дмитриева нашли кусок ствола старого охотничьего ружья). По этой статье он получил 3,5 года. Однако Верховный суд Карелии ужесточил приговор до 13 лет колонии строгого режима.

Юрий Дмитриев исследовал массовые захоронения времен Большого террора. Именно он нашел захоронение Сандармох в Карелии, где в конце 30-х годов XX века были похоронены тысячи арестованных, расстрелянных НКВД. Дмитриев хоронил жертв массовых расстрелов и составлял книги памяти. Именно такие выступления, как считают в "Мемориале", как и сама организация международного дня памяти, стали причиной преследования Дмитриева.

Все большую роль в 2020 году в политической жизни страны стала играть Федеральная служба безопасности. Принятие новых репрессивных законов говорит о том, что полномочия спецслужб будут только расширяться. В 2021 году нас ждет развязка дела Сафронова, дела Дмитриева, ряда других процессов. И, без сомнения, появление новых.

XS
SM
MD
LG