Ссылки

Новость часа

Что такое ВИЧ-диссидентство и можно ли заставить людей лечиться против их воли?


Что такое ВИЧ-диссидентство и можно ли заставить людей лечиться против их воли?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:38:11 0:00

Ежегодно в третье воскресенье мая отмечается Всемирный день памяти умерших от СПИДа. Впервые его отметили в Сан-Франциско в 1983 году. Всемирный день борьбы со СПИДом отмечается 1 декабря. Ежегодно исследовательские центры публикуют неутешительные данные о числе умерших с этими диагнозами.

Но существуют люди, которые отказываются верить в существование этих заболеваний. Их принято называть ВИЧ-диссидентами.

В 2017 году много споров вызвала история скончавшейся ВИЧ-положительной девочки в Санкт-Петербурге, удочеренной родителями, которые отказывались лечить ребенка из религиозных соображений.

Они не отрицали существование вируса иммунодефицита человека и не считали его заговором фармкомпаний. Но они отрицали не саму болезнь, а методы лечения. Родители якобы получили консультацию специалиста из Германии и использовали альтернативные препараты.

Что такое ВИЧ-диссидентство?

Явление, которое принято называть ВИЧ-диссидентством, появилось почти одновременно с первыми случаями выявленных заболеваний вирусом иммунодефицита у человека.

Среди первых опубликованных работ ученых, на которые опираются в своей полемике ВИЧ-диссиденты, стала статья профессора молекулярной и клеточной биологии Калифорнийского университета Питера Дюсберга, в которой он заявил, что научному сообществу не удалось выделить сам вирус, поэтому нельзя утверждать, что он существует.

Эти рассуждения опровергнуты в ходе изучения болезни на протяжении следующих 15 лет, еще в 1985 году ученые секвенировали геном ВИЧ, а в 2002 сфотографировали перемещение ВИЧ в цитоплазме.

Однако для многочисленных групп ВИЧ-диссидентов подробный разбор научной составляющей не понадобился. Они рассуждают проще: ВИЧ не имеет отношения к развитию заболевания СПИД, а оно в свою очередь является последствием неправильного образа жизни или анального секса. Стоит уехать на море и начать питаться экологически чистыми продуктами, как болезнь отступит.

Среди ВИЧ-диссидентов распространено мнение, что сами антиретровирусные препараты наносят вред организму, от которого на самом деле и умирают ВИЧ-позитивные люди.

Известные представители ВИЧ-диссидентов

Один из проповедников ВИЧ-диссидентства – Вячеслав Боровских, называющий себя православным психотерапевтом, который избавляет людей от зависимости. Он закончил лечебно-профилактического факультета Свердловского Мединститута. В ответ на вопросы читателей форума о проблеме ВИЧ и СПИД Боровских предлагает обращаться за консультациями в свой наркологический центр.

Идеолог ВИЧ-диссидентства, врач-патологоанатом Владимир Агеев продвигает теорию заговора фармакологической мафии и призывает не сдавать анализы на ВИЧ. А помогает ему продвигать свои идеи политика передач на российских федеральных каналах, к примеру телеканале РЕН.

О том, что ВИЧ не существует, говорит известный российский телеведущий Александр Гордон.

На родине вируса иммунодефицита, Африканском континенте, пошли немного дальше. Президент Южной Африки Тхабо Мбеки десять лет – до 2008 года – запрещал лечить и обследовать больных, потому что не верил, что ВИЧ и СПИД – связанные заболевания. За это время в стране от СПИДа и сопутствующих болезней погибли более 330 тысяч человек.

А бывший президент Гамбии Яйя Джамме "лечил" больных СПИДом мазью из арахиса, банановых листьев и специальных трав. Представителей международных организаций, которые осуждали методику лечения, власти Гамбии выслали из страны.

Можно ли принудительно лечить детей против воли родителей ВИЧ-диссидентов?

  1. По мнению одного из руководителей фонда «СПИД.Центр» Елены Орловой-Морозовой, зараженных детей ВИЧ-диссидентов необходимо лечить, невзирая на позицию родителей.

    "ВИЧ-инфекция без лечения болезни смертельная, поэтому вопрос на это однозначен – да, можно. И это не только мое мнение, это закон.

    [Процедура лечения] постоянная. Она пожизненная. Это крайне сложный вопрос. Если родители ВИЧ-отрицатели, если родители не приемлют лечение ВИЧ-инфекции по той или иной причине, значит, необходимо предпринять все усилия для того, чтобы ребенка все-таки лечить. До того, как принимать крайние меры – изымать ребенка из семьи, о чем сейчас шла речь во многих СМИ, – я думаю, что, и так и есть, должен быть ряд каких-то промежуточных действий, таких, как извещение опеки, таких, как извещение соцслужб. Потому что теоретически, конечно, может кто-то смотреть, как ребенку дают антиретровирусную терапию".
  2. Депутат Госдумы Евгений Федоров считает, что к крайним мерам можно переходить, когда родители-отрицатели начинают препятствовать лечению ребенка.

    "Я, как юрист, могу сказать – конечно, обязательно надо лечить, это угроза человеку, неважно, маленькому, большому. Автоматически вступает в защиту государство для обеспечения его прав. Если кто-то препятствует, самый мягкий вариант – это оставление без помощи, это можно предъявить претензию такую родителям, если они не сообщили вовремя, не подключились и так далее. Если они препятствуют активно, в этом случае это переходит в другой разряд, это более тяжкое фактически преступление со стороны родителей. Я понимаю, что у людей могут быть разные мотивы. Но их желания не могут распространяться на другого человека, даже маленького, имеющего статус человека".
  3. Специалист по семейному и ювенальному праву Антон Жаров считает, что дополнительно прописывать законы, которые бы лишали родительских прав за отказ от лечения – излишняя мера.

    "В данном случае, глядя на результаты, а именно смерть ребенка, мы можем оценить, что данное поведение совершенно четко угрожало жизни и здоровью этого ребенка. И это само по себе основание, например, для лишения родительских прав, оно уже есть в Семейном кодексе. Не надо ничего нового вводить, нужно просто этим пользоваться.

    У нас, например, лишение родительских прав кому больше неприятностей приносит? В первую очередь, ребенку. Что если мы еще напишем где-нибудь в законодательстве, что ребенка можно принудительно забрать от родителей и куда-то там передать – лучше от этого никому не будет. У нас достаточно нормативных регулирований, у нас не хватает грамотного правоприменения".

Как различные религии относятся к ВИЧ?

  • Самые громкие случаи – это отказ Свидетелей Иеговы от переливания крови. Но есть и несколько небольших религиозных организаций, которые вовсе запрещают лечиться. Среди них упомянутая Церковь Перерождения и Церковь христианские ученые.
  • В 2009 году Русская православная церковь опубликовала Концепцию участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ-СПИДа и работе с людьми, которые живут с ВИЧ-СПИДом. Текст не содержит ни намека на притеснения, дискриминацию или ВИЧ-диссиденство.

    "В отношении самого себя больному следует заниматься лечением и вести здоровый образ жизни... Для священника, окормляющего людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, будет полезным знание особенностей протекания болезни, специфики лечения и его доступности, методов преодоления трудностей, связанных с социальной адаптацией».

    Патриарх Кирилл, известный своей категоричной позицией по многим морально-этическим вопросам, в прошлом году призвал относиться к больным ВИЧ-СПИДом по-христиански.
    ВИЧ и религия. Как мировые конфессии относятся к зараженным СПИД и ВИЧ
    пожалуйста, подождите

    No media source currently available

    0:00 0:02:58 0:00
  • В 2009 году, в один год с РПЦ, свое отношение к проблеме определил Совет глав протестантских церквей России.
    «Церкви убеждены, что помощь людям с ВИЧ-инфекцией должна включать в себя не только медицинскую, психологическую, социальную, но и духовную поддержку».
  • Совет, который объединяет представителей, пятидесятников, адвентистов, баптистов, уделяет больше внимания причинам распространения болезни. Таких же взглядов придерживаются собратья российских протестантов за рубежом.
  • Католическая церковь, по данным профильного подразделения ООН, UNAIDS, занимается примерно четвертой частью больных недугом по всему миру. Святой Престол и региональные католические общины содержат более 5000 клиник, порядка 20000 диспансеров и приблизительно 9000 детских домов, в которых больным ВИЧ-СПИДом оказывается помощь и предоставляется лечение.
  • В исламе ВИЧ-СПИД – плод греха, результат грязных поступков и недостойного поведения. Поэтому, в большинстве мусульманских стран, религиозная дискуссия о проблеме болезни развивается в области моральных запретов и кодекса поведения. Приоритет тут – предотвращать болезнь, а не заниматься исцелением зараженных.
  • В иудаизме существует множество течений, нельзя однозначно сказать, каково отношение верующих иудеев к проблеме ВИЧ-СПИДа. Ортодоксальные течения солидарны с исламским подходом – болезнь – это наказание или последствие недостойного поведения. Прогрессивные раввины напротив взывают к милосердию и выступают за помощь больным и полное отсутствие дискриминации ВИЧ-положительных людей.
  • В индуизме и буддизме нет никаких богословских предрассудков. Дискуссия в этих религиях часто ведется на тему использования презервативов, как средства предохранения от болезни. Активно обсуждаются программы помощи больным. Не раз в поддержку борьбы с ВИЧ-СПИДом высказывался Далай Лама.

Другие громкие случаи ВИЧ-диссидентов в России

Сколько точно детей ВИЧ-диссидентов погибли в России – неизвестно. Подобная статистика на официальных ресурсах не публикуется. Настоящее Время рассказывает о самых громких и трагичных историях, о которых стало известно в последние несколько лет:

"Бог есть, ВИЧ – нет". Громкие случаи гибели детей в семьях отрицающих болезнь
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:02 0:00

КОММЕНТАРИИ

XS
SM
MD
LG