Настоящее Время
"Нам рассказывали, что Беларуси не существует". Белорусская активистка – о репрессиях, эмиграции и помощи украинским беженцам в Чехии

"Нам рассказывали, что Беларуси не существует". Белорусская активистка – о репрессиях, эмиграции и помощи украинским беженцам в Чехии

Валерия Уласик

28 октября 2022 года

После сфальсифицированных выборов президента Беларуси в августе 2020 года в стране развернулись масштабные политические репрессии, которые продолжаются по сей день. По разным оценкам, несколько сотен тысяч белорусов покинули страну.

Среди них – 18-летняя Паша Джежора. Паша уехала из Беларуси в Чехию, а с началом полномасштабного вторжения России в Украину она записалась в волонтеры. Сегодня она помогает украинским беженцам в одном из специальных центров размещения. Настоящее Время рассказывает историю Паши.

"Нам рассказывали, что Беларуси не существует"

Паша Джежора выросла в городе Береза в Полесье. Политической ситуацией в стране она заинтересовалась еще в школе – в девятом классе после одной из акций ко Дню независимости Беларуси, которую организовал Белорусский республиканский союз молодежи, аналог пионерии в РБ:

"БРСМ сгонял людей на демонстрацию ко Дню независимости Беларуси. Необходимо было, чтобы школьники сделали из себя живой красно-зеленый флаг. Когда я впервые пришла на репетицию, то почувствовала, что делаю очень неправильную вещь", – вспоминает она.

После этого Паша вбила в поиске приложения Telegram слово "Беларусь" и начала черпать информацию из независимых источников. В 10-м классе она перешла из общеобразовательной школы в лицей, в котором, казалось, было больше свободы. Но весной 2020 года руководство лицея сменилось, потому что несколько учеников заметили на протестах в преддверии президентских выборов.

"Тогда к нам пришли два огромных военнослужащих из местной зоны, – вспоминает Паша. – Стоя по стойке смирно и глядя в потолок, они несколько часов рассказывали о том, что Беларуси не существует, что мы не белорусы, а русские. И все эти истории про белорусов и бело-красно-белые флаги – выдумки поляков и литовцев. Это была настолько стереотипная и толстая пропаганда, я просто не могла представить, что такое возможно в принципе".

Тем летом девушка с друзьями и знакомыми принимала участие в пикетах в поддержку оппозиционных кандидатов в президенты, а после фальсификаций на выборах и жестокого разгона протестующих – выходила на митинги и воскресные марши.

Паша во время протестов в Бресте

"Многих моих знакомых пропустили через сутки: 15, 30, 45 дней в изоляторах, им накидывали сроки снова и снова. У многих друзей и знакомых задерживали и сажали родителей, бабушек, дедушек, – вспоминает она. – Также среди моих знакомых есть те, с кем силовики записывали "кадыровские" видео. Большая часть из них смогла уехать. Это была история, мол, мы записываем с вами "покаянное" видео, после вы уезжаете из страны, и больше мы о вас ничего не слышим".

Паша рассказывает, что не хотела уезжать из Беларуси, однако осенью 2021 года девушка переехала в Прагу – из-за непрекращающихся репрессий и невозможности получить адекватное высшее образование дома. Во время сборов, вспоминает Паша, она спрятала свой БЧБ-флаг и значок-герб "Пагоня" в упаковку из-под влажных салфеток: чтобы белорусские пограничники не нашли "запрещенную" символику. Девушка смогла пересечь границу:

"Мне повезло, они просветили все вещи, но саму меня не досматривали. А на следующий день половину белорусского автобуса, который ехал в сторону Польши и дальше в Прагу, высадили практически без объяснения причин. Студентам сказали, что они должны учиться в Беларуси и служить в армии. А на всякие курсы им следует летать из Минска самолетом. На тот момент самолеты по известным всем причинам уже не летали".

Паша признается, что ей пришлось адаптироваться к новой, свободной жизни в Праге. Многие обычные вещи казались ей непривычными.

"Я снова могу встретиться с людьми, обсудить книгу, посмотреть презентацию, – делится Паша. – Это будут белорусы, и никто за нами не придет, а завтра мы сможем встретиться снова. Было очень странно понимать, что самые яркие впечатления я получаю не от архитектуры или культуры, а от возможности делать самые обыкновенные человеческие вещи".

Плакат Паши с одного из протестов в Праге

Волонтерство терапия

Начало полномасштабного вторжения России в Украину Паша застала уже в чешской столице и сразу приняла решение помогать беженцам всеми возможными способами. Сначала это была почти круглосуточная сборка, упаковка и погрузка гуманитарной помощи, волонтерство в кол-центре. Позже девушка устроилась работать в отель для беженцев, организованный Скаутским институтом в Праге.

"Здесь люди могут не только проживать и питаться, они могут учить язык, оставлять своих детей под присмотром в детской комнате. Также в отель приходят психологи для взрослых и детей, арт-терапевты. Постояльцы могут обратиться за необходимыми медикаментами, даже если это рецептурные препараты. Кроме того, мы помогали всем желающим с трудоустройством".

Отель находится в шумном районе Праги. Здесь часто громко играет музыка и постоянно ездят машины. Паша рассказывает, что иногда это пугало постояльцев отеля, особенно детей.

"В первое время бывали ситуации, что приехавшие из Украины дети очень боялись: могли сорвать шторы или забраться под стол. Несмотря на то, что большинству деток здесь по 4-5 лет, они часто пародируют Путина, Лукашенко, играют в русский самолет или "русский военный корабль". К счастью, дети активно идут на контакт с психологами, на арт-терапию тоже ходят. В основном с ними все хорошо.

Паша в игровой комнате в отеле для беженцев из Украины

Несмотря на то, что в отеле работают такие волонтеры, как Паша, и туда регулярно привозят гуманитарную помощь, быт держится в основном на жителях отеля.

"В столовой все держится на украинских беженках, – продолжает мини-экскурсию Паша. Готовую еду нам привозят, но вся сервировка, раздача, распределение продуктов, дежурства – на них. То же самое и во всем отеле: тут нет персонала, который убирает, решает какие-то бытовые вопросы среди жителей. Это место – действительно один огромный дом. Беженцы очень сильные люди, которые действительно ценят помощь и сами готовы помогать друг другу", – говорит девушка.

Комната с вещами, которые беженцам пожертвовали жители Праги

Паша рассказывает, что белорусская диаспора в Праге очень быстро объединилась для помощи украинцам:

"Я очень благодарна всем, кто сейчас занимается волонтерством, несмотря на то, что тяжело помогать другому народу, когда ты не можешь помочь своему. Но я очень горжусь тем, что наши люди не остаются в стороне, находят в себе силы, помогают и спокойно принимают любую реакцию. Я встречала сумасшедшее количество белорусских волонтеров на всех пунктах помощи".

Девушка вспоминает, что всю первую неделю с момента вторжения России в Украину работала с утра до ночи, несмотря на сильную усталость и частые слезы:

"Позже я позволила себе несколько раз проплакаться, выкричаться. Но для меня волонтерство – своего рода терапия тоже. Когда я слышу от людей слова благодарности, когда я понимаю, какую работу мы делаем, я начинаю чувствовать себя хорошо, независимо от того, сколько я проработала, сколько мне всего рассказали или показали".

Об украинском народе Паша говорит с восхищением:

"Это люди, которые своим примером показывают, насколько можно быть сильными и вдохновленными. Насколько хорошо можно держаться, яростно и отчаянно бороться за себя, за свой народ, за свою страну. Думаю, что для многих волонтеров это действительно является примером и способом найти силы", – делится девушка.

В декабре отель планируют расселить, поэтому жители активно изучают чешский язык, чтобы лучше и быстрее адаптироваться к самостоятельной жизни. Дети уже пошли в местные школы и детские сады. Однако многие возвращаются в Украину, часто – целыми семьями.

"Кто защитит права белорусских студентов, если не сами белорусские студенты?"

События в родной Беларуси и переезд в Прагу подтолкнули Пашу к занятию активизмом. Кроме волонтерства, Паша с единомышленниками вовлечена в организацию мероприятий, связанных с белорусской культурой в Праге.

"В начале августа наша инициатива успешно организовала в Праге показ белорусского документального фильма Алексея Полуяна Courage. Результат – солд-аут, из 84 мест были заняты 95", – улыбается девушка.

Белорусские студенты уже планируют деятельность на следующий год: лекции, экскурсии, митинги, выставки и кинопоказы. Паша добавляет, что все чаще их мероприятия посещают украинцы, которым также интересно узнать больше о Беларуси.

Вместе с другими активистами Паша помогает белорусским студентам по всей Чехии легализоваться и интегрироваться в чешское общество:

"После того, как мы столкнулись с угрозой отчислений из чешских университетов и с угрозой невыдачи виз, наша диаспора и студенческое сообщество, в котором очень много молодых людей, уехавших из Беларуси после репрессий, решили создать официальную студенческую организацию. Весной 2022 года и появилась Bělaruské studentstvo ČR ("Белорусское студенчество Чехии"). С ее помощью мы на законных основаниях можем защищать свои и чужие права, а также официально заниматься волонтерством. Кто защитит права белорусских студентов за границей, если не сами белорусские студенты? Это не может быть один человек, просящий за всех".

Недавно активисты подали в МИД Чехии и на программу "Гражданское общество" списки студентов из Беларуси, которым необходимы визы. Паша отмечает, что пока не может раскрыть детали по визам для белорусских студентов, но, по ее словам, прогресс есть, и он ощутимый.

Помощь нуждающимся и волонтерство, активное участие в жизни диаспоры, отстаивание прав белорусских студентов, работа, учеба, организация мероприятий и акций – кажется, за год с небольшим жизни в Праге 18-летняя Паша сама стала ярким примером того, как можно бороться за свою культуру и страну, даже когда тебе пришлось ее покинуть.

Репрессии в Беларуси: цифры и лица. Интерактивная инфографика о белорусских политзаключенных

На основе данных правозащитного центра “Вясна” и открытых источников мы попытались собрать максимально полную картину происходящего беспрецедентного давления на гражданское общество в Беларуси.

"Осознать, что ты беженец". Украинки в Европе – о войне, дороге, "синдроме выживших", детях и родителях

Настоящее Время поговорило с четырьмя украинками в разных странах Европы: о будущем, о семье и о том в повседневной жизни, что помогает справляться с новой реальностью

"Нужно помогать обществу, которое помогает тебе". Бежавшие от войны украинцы проводят субботники в Польше

Более чем в десятке городов Польши украинцы провели субботники в знак благодарности стране и ее жителям за солидарность и оказанную после начала войны поддержку. Корреспондент Настоящего Времени присоединился к субботнику в Варшаве и поговорил с его участниками

"24 февраля я понял, что ни о какой архитектуре речи быть не может". Активист из Мариуполя – о культурной катастрофе и волонтерстве

Как фонд из Мариуполя, спасавший старинные двери, стал собирать помощь для ВСУ и почему теперь возвращается к восстановлению старины