Ссылки

Новость часа

"Кремль празднует победу Фицо – это ослабление тыла Украины". Политолог Преображенский – о результатах выборов в Словакии


Выборы в Словакии выиграла партия Роберта Фицо: он против мигрантов и военной помощи Украине
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:44 0:00

Выборы в Словакии выиграла партия Роберта Фицо: он против мигрантов и военной помощи Украине

На выборах в Словакии, которые прошли в субботу, 30 сентября, победила партия "Курс – Словацкая социал-демократия". Ее лидер Роберт Фицо выступает против военной помощи Украине и санкций в отношении России.

Победа партии Фицо – тревожный сигнал для США и Евросоюза: так охарактеризовала результаты выборов в Словакии британская газета Financial Times. Теперь, кроме премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, в ЕС может зазвучать еще один голос против Украины.

Результаты парламентских выборов в Словакии прокомментировал российский политолог, эксперт по Центральной и Восточной Европе Иван Преображенский.

Политолог Иван Преображенский – о победе партии Роберта Фицо на выборах в Словакии
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:33 0:00

Вы согласны с характеристикой Financial Times, что в Брюсселе и Вашингтоне могут быть встревожены победой Фицо в Словакии?

– Судя по тому вниманию, которое впервые в истории было уделено словацким выборам, или, может быть, второй раз, потому что в свое время у них уже был полудиктаторский режим Мечьяра, и тогда тоже все ждали, когда он упадет. А теперь все боятся, что он заново будет построен, только под руководством Роберта Фицо. Внимание огромное, значит, и большая озабоченность – и для этого, безусловно, есть основания.

Хотя называть Фицо прямо пророссийским политиком нельзя. Он, скорее, популист. Но в отличие от своего венгерского коллеги Виктора Орбана, который правый популист, какой популист Фицо – никто не сможет сказать. Он и правый, и левый, и националист, и борется с мигрантской повесткой, и против Украины, но не за католическую церковь. В общем, сложная фигура, которая мастерски всплывает уже третий раз на посту премьер-министра Словакии и неизвестно, сколько еще продержится в политике, несмотря на то, что его предыдущая премьерская каденция закончилась вынужденной отставкой после убийства журналиста, расследовавшего связи правительства Фицо с итальянской мафией "Ндрангета".

Вы говорите о том, что Фицо нельзя назвать пророссийским политиком. А в Кремле празднуют его победу или нет?

– В Кремле, безусловно, празднуют победу Фицо, потому что это ослабление тыла Украины. Те популистские лозунги, на которых он выбирался – даже если часть того, что он обещал, выполнять он, скорее всего, не будет – свидетельствуют о том, что Украина потеряла в тылу одного из надежных союзников.

Никаких поставок вооружения через Словакию в ближайшее время, скорее всего, не будет. Для военного транзита в одну сторону Словакия закрыта, для аграрного транзита из Украины, скорее всего, тоже. Плюс к этому могут начаться проблемы у украинских беженцев. Их и так не очень много оставалось в Словакии – это не самая дружелюбная к ним страна, и они уезжали дальше в Чехию, которая приняла наибольшее количество беженцев на душу населения среди стран ЕС, но тем не менее.

Последствия, безусловно, будут, и Роберт Фицо в значительной мере будет реализовывать ту программу, которую он озвучивал. А если ему придется создавать коалиционное правительство не только с "Гласом" Пеллегрини, но, с большой долей вероятности, еще и со Словацкой национальной партией, которая является откровенно пророссийской, где рука Москвы прямо торчит из карманов этой партии, то все зависит еще и от того, какие посты эта партия получит – а они могут претендовать, например, на пост министра иностранных дел, и тогда ситуация становится совсем грустной.

А сейчас можно предсказать, сможет ли Фицо создать эту коалицию? Михаил Шимечка, представитель второй победившей на выборах партии "Прогрессивная Словакия", говорит, что не позволит Фицо сформировать правительство.

– Он не может никому ничего не позволить, к сожалению. В данном случае коалиция уже видна, и здесь только вопрос того, на каких условиях сторгуется Фицо со своим бывшим преемником на посту премьер-министра от той же партии Smer, Пеллегрини, который сейчас создал свою партию, отколовшись от Фицо. Тем не менее стилистически он очень близок к нему, между ними очень небольшая разница с политической точки зрения. Пеллегрини немного более проевропейский, немного более пронатовский, немного более лощеный, немного менее коррумпированный – как минимум, на словах. Но не более того.

Им вдвоем не хватает буквально восьми голосов. Эти восемь голосов дает националистическая ультраправая партия с пророссийским душком, у них 10 мандатов. И тогда они получают более 50 процентов мандатов в парламенте и вполне могут формировать правительство. Альтернатива, которую, возможно, будет предлагать Пеллегрини, – это христианские демократы, они более проукраинские, более проевропейские. Если они войдут в правительство вместо националистов, это будет позитивный сигнал. Но вероятность того, что правительство сформирует именно Smer с союзниками, в реальности сейчас процентов 90.

Последний вопрос: будет ли сам Фицо премьером? Вот это совершенно необязательно. Он уже показывал, что он достаточно мобильный человек – он может взять власть и быть теневым руководителем. Напомню, что, например, в соседней Польше лидер партии "Право и справедливость" никогда не был в нынешних каденциях ни премьером, ни президентом. Тем не менее де-факто он руководит страной. Почему бы не сделать такой финт и в Словакии, никто ответить не сможет. Я думаю, что как раз главной темой переговоров на первом этапе будет вопрос о том, кто получает премьерский пост. Но, повторюсь, партия Фицо с вероятностью 90 процентов сформирует это правительство, что бы ни говорили ее оппоненты.

А можно ли проанализировать, почему в Словакии голосовали за партию Фицо? Ведь и коррупционный скандал, и убийство журналиста, и некоторое время назад пытались лишить его депутатской неприкосновенности. В чем секрет?

– Секрет состоит в том, что он говорил то, что хотели слышать его избиратели. Давайте обратим внимание, сколько человек его выбрало. Его выбрало почти 23 процента от 68-процентной явки. То есть в реальности за него проголосовало меньше 20 процентов словацких избирателей. Это очень небольшая аудитория. В основном это люди с низкими доходами. Это те самые проценты, которые перед началом полномасштабной агрессии против Украины, по опросам в Словакии, говорили о том, что в случае глобального конфликта они ждут помощи скорее от России, чем от НАТО. Это те самые люди, которые сейчас не доверяют НАТО и выступают за снижение активности внутри Европейского союза, выступают против якобы давления Европейского союза на Словакию. Это те самые люди, которых легко пугать Соросом, сексуальными меньшинствами и другими лозунгами, которые активно популистски использовала партия Фицо в своей предвыборной кампании. Это такой маргинальный слой словацкого общества.

При этом молодые прогрессивные люди перед этими выборами в соцсетях и медиа обсуждали вопрос возможной эмиграции в случае победы Фицо – как минимум в Чехию. Потому что в Словакии уже есть такой опыт – это власть Мечьяра, когда Словакия на 15 лет отстала от Чехии, а потом была вынуждена нагонять. Еле-еле нагнала, и сейчас опять вдруг приходит Фицо с похожей повесткой.

XS
SM
MD
LG