Ссылки

Новость часа

"Показания голословные, ничем не доказываются". В Казахстане закрыты 80% дел о пытках силовиками участников январских событий


В Казахстане закрыты уже 80% дел о пытках силовиками участников январских событий. Обвинения считаются "недоказанными"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:34 0:00

В Казахстане закрыты уже 80% дел о пытках силовиками участников январских событий. Обвинения считаются "недоказанными"

Подавляющее большинство дел о пытках силовиками участников январских событий в Казахстане не дойдет до суда: как сообщила уполномоченная по правам человека Эльвира Азимова, на данный момент закрыто уже 80% всех дел, связанных с незаконными методами ведения следствия. По ее словам, в большинстве случаев пострадавшим просто не удалось доказать, что они действительно подверглись пыткам со стороны военных или полиции, а сами силовики расследовать эти дела не спешат.

Несколько дней назад президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон об амнистии для полутора тысяч участников январских протестов. Многие правозащитники были против: они предупреждали, что тогда под амнистию подпадут не только многие задержанные, которых обвиняли в грабежах и насильственных преступлениях, но и сотрудники правоохранительных органов и военные, которые во время протестов совершали уголовные правонарушения.

Власти уверяли, что эти опасения беспочвенные: мол, амнистия не распространяется на фигурантов дел, связанных с пытками, госизменой и коррупционными преступлениями. Но оказалось, что правозащитники были правы: большинство дел о пытках в отношении силовиков в связи с январскими протестами в Казахстане были просто закрыты.

37-летний алматинец Ермек Абдрешов – один из тех, чье дело было закрыто. Во время январских событий он лишился зрения из-за осколочного ранения: попал в больницу, откуда его забрали прямиком в следственный изолятор. Мужчина утверждает, что в СИЗО его, как и других задержанных, пытали. Однако полицейский, который подозревался в пытках, до сих пор на свободе и всего лишь проходит по делу как свидетель.

И таких примеров множество, подчеркивает Абдрешев. Он замечает, что сами силовики не расследуют обвинения в пытках в отношении своих коллег, и часто пострадавшим самим приходилось устанавливать, кто именно их избивал, душил, бил током и применял к ним другие жестокие методы следствия.

"Многие самостоятельно устанавливали имена, звания, места работы полицейских, которые их пытали. Но несмотря на это, количество дел, связанных с пытками, продолжает сокращаться, – ​говорит Ермек Абдрешев. – Я думаю, уже больше половины таких дел закрыто. Властям это невыгодно. Тем более перед выборами".

Всего обвинения в пытках во время январских событий были предъявлены лишь 15 сотрудникам правоохранительных органов, девять из них были арестованы. Лишь шесть случаев смерти в следственных изоляторах в результате пыток были официально подтверждены Генпрокуратурой Казахстана.

По словам уполномоченного по правам человека в Казахстане Эльвиры Азимовой, в общей сложности около 80% дел, связанных с незаконными методами ведения следствия, закрываются еще до суда.

"Дело не в том, что заявления о пытках не соответствуют действительности. Проблема именно в доказательной базе, – ​замечает Эльвира Азимова​, уполномоченная по правам человека в Казахстане. – Если дела закрываются – значит, доказательств оказалось недостаточно. Мы неоднократно поднимали этот вопрос перед Генеральной прокуратурой".

Адвокат Галым Нурпеисов ведет сразу несколько дел по фактам пыток участников январских событий. По его словам, доказать вину подозреваемого полицейского действительно крайне сложно, поскольку следователи не принимают в расчет показания пострадавших и называют их слова голословными обвинениями. Нурпеисов уверен, что за каждым таким отказом стоит высокий полицейский чин, который боится понести ответственность за своего подчиненного.

"У меня в производстве было три уголовных дела, связанных с пытками, где мои подзащитные прямо на очных ставках говорили: вот этот человек меня бил, – ​рассказывает Нурпеисов. – Но когда мы закидываем ходатайства о том, чтобы тех, на кого они указывали, признать подозреваемыми, мне приходил отказ с формулировкой: ваши показания голословные, ничем не доказываются, и в связи с этим мы вам отказываем в ходатайстве. В связи с этим эти силовики оставались свидетелями, имеющими право на защиту".

Четвертого ноября на свободу вышел еще один участник январских событий, который утверждает, что подвергся пыткам в следственном изоляторе. Косай Маханбаев был на Площади Республики в Алматы 5 января, получил там ранение и был доставлен в больницу, откуда его, как и Ермека Абдрешева, забрали в СИЗО. В начале октября прокуратура Алматы дело о пытках в отношении него закрыла, а сам Маханбаев был отпущен под домашний арест. Но обвинения с него не сняли: его обвиняют в нарушении порядка и организации мирных собраний. Маханбаев свою вину отрицает.

XS
SM
MD
LG