В 2023 году в России не проводилось крупных акций протеста и не было массовых задержаний, в отличие от предыдущих лет. По данным "ОВД-Инфо", в 2023 году минимум 117 раз власти не согласовывали публичные мероприятия. Несмотря на отсутствие масштабных массовых протестов, за 2023 год правозащитники зафиксировали 817 задержаний на разного рода уличных акциях. Задерживали экоактивистов; людей, приходивших на презентацию книги Саши Скочиленко; тех, кто приходил на акции в поддержку политзаключенных, возлагал цветы у памятника украинским писателям и других.
Правозащитный проект "ОВД-Инфо" подготовил обзор репрессий в России в 2023 году. Настоящее Время рассказывает, как россиян преследовали в уходящем году, что изменилось по сравнению с 2022 годом и что ждет жителей страны в 2024 году.
Дела о "дискредитации" армии
Всего, по данным "ОВД-Инфо", в 2023 году в России появилось 467 новых фигурантов политически мотивированных уголовных дел. Большинство из них связаны со свободой слова.
По статье о "дискредитации" армии РФ (статья 20.3.3 КоАП РФ) в суды поступило в 2023 году 2830 дел, из которых 2707 рассмотрели. В этом году дел по статье 20.3.3 было меньше, чем в предыдущем, так как ранее дела по "дискредитации" заводили массово на акциях протеста, когда людей группами задерживали и сажали в автозаки. Больше всего дел о "дискредитации" в 2023 году завели в аннексированном Россией Крыму – 372. По 2113 делам вынесены административные наказания, 166 дел прекращено.
В то же время выросло количество дел по статье 280.3 УК РФ – о повторной "дискредитации" армии. Это связано с тем, что дела по первой части этой статьи возбуждают, если у человека есть одно административное нарушение по статье 20.3.3, решение по которому уже вступило в силу.
Распространение "фейков" и "оправдание терроризма"
В 2023 году стали заводить еще больше уголовных дел на людей, которые разными способами выражают антивоенную позицию. Если на 19 декабря 2022 года по таким делам насчитывалось 378 обвиняемых, то спустя год их уже 794. Минимум против двоих человек, которые уже отбывают наказания по статье 207.3 УК РФ о распространении военных "фейков" по мотивам ненависти, возбудили новые уголовные дела. Например, дело о причинении не опасного для здоровья вреда сотруднику места лишения свободы завели на корреспондентку RusNews Марию Пономаренко, а дело по статье об оправдании терроризма возбудили против бывшего муниципального депутата Алексея Горинова.
Еще одна статья, которая стала чаще применяться, – 205.2 УК РФ об "оправдании терроризма". Оправданием терроризма считают, например, одобрительные комментарии о поджогах военкоматов. Самый громкий случай использования статьи об "оправдании терроризма" – дело Евгении Беркович и Светланы Петрийчук, авторок спектакля "Финист – Ясный Сокол" про женщин, завербованных боевиками ИГИЛ. Также минимум 16 дел об "оправдании терроризма" завели на тех, кто высказывался об атаках на Крымский мост или Белгородскую область.
Правозащитники "ОВД-Инфо" считают, что после того как в статью 280 УК внесли изменения, добавив туда "оправдание экстремизма", ее тоже начнут применять чаще – против тех, кто положительно высказывается в интернете о любых организациях и людях, которые признаны в России экстремистами.
Также в 2023-м добавились преследования по новой статье 280.4 УК – о призывах к деятельности против безопасности государства. По ней возбудили не менее 134 политически мотивированных дел, минимум 10 из которых связаны с призывами саботировать мобилизацию.
В 2023 году выросло количество людей, которых приговорили к реальным срокам по антивоенным делам. Средний срок по этим делам также увеличился – с 36 месяцев до 77 (то есть с трех лет до шести с половиной). Средний срок по делам, связанным с публикациями в интернете, вырос на 31 месяц – с 34 до 65 месяцев. Самый крупный срок по политическим делам – 25 лет лишения свободы – дали Владимиру Кара-Мурзе.
Минимум 43 журналиста подвергаются уголовному преследованию из-за своей антивоенной позиции. Большинство из них обвиняют в распространении "фейков" или повторной "дискредитации" армии. Преследования касаются как тех, кто покинул Россию, так и оставшихся в стране журналистов. Кроме того, российские власти преследуют украинских журналистов. Например, московский суд заочно назначил украинской телеведущей Марии Ефросининой семь лет из-за негативных публикаций о российских военных в ее инстаграме.
Акции прямого действия, пытки в СИЗО, показательные извинения
По сравнению с прошлым годом выросло количество акций прямого действия, в том числе поджогов военкоматов, административных зданий и железных дорог. Такие действия начали классифицировать по статьям о терроризме или диверсиях. По данным "Зоны солидарности", фигурантами таких уголовных дел в 2023 году стали минимум 274 человека, в то время как в 2022 году их было 117. Фигуранты дел о поджогах уже получили тридцать приговоров с реальными сроками до 19 лет.
"ОВД-Инфо" рассказывает, что осужденные часто сталкиваются с пытками, находясь в СИЗО. Сюда включены недопуски адвокатов, писем, необходимых лекарств, воды и еды, издевательства и другое. У некоторых фигурантов, например у Саши Скочиленко или 67-летнего Игоря Барышникова, ухудшается здоровье, но необходимые меры со стороны сотрудников СИЗО по улучшению ситуации не принимаются.
Также в 2023 году стала еще более популярной практика показательных извинений на камеру. С февраля 2022 года "ОВД-Инфо" известно минимум 108 случаев принуждения к таким изменениям, большинство – в аннексированном Крыму.
Иностранные агенты, "нежелательные", "экстремистские" и "террористические" организации
В 2023 году в реестр Минюста внесли 217 позиций "иностранных агентов", 78 из которых – СМИ. Одно из дел об "иноагентах" касается журналистки татаро-башкирской службы Радио Свободы Алсу Курмашевой. Журналистку поместили в СИЗО, так как власти считают, что она должна была сама попросить Минюст включить себя в реестр "иноагентов".
"Нежелательными" в 2023 году признали 53 организации, в то время как в 2022-м – лишь 23. Также расширился перечень "экстремистских" и "террористических" организаций, куда включили "международное движение ЛГБТ", движение "Весна", "Новое величие" и Конгресс ойрат-калмыцкого народа. Кроме того, 75 Свидетелей Иеговы стали фигурантами дел по "экстремистским" статьям. А по "террористическим" статьям судят последователей исламистской партии "Хизб ут-Тахрир": их минимум 343 человека, 115 из которых приговорили к срокам от 15 лет.
На правозащитников и правозащитные организации также оказывается давление. Так, в 2023 году российские власти ликвидировали Московскую Хельсинскую группу, Информационно-аналитический центр "Сова", "Человек и закон", Сахаровский центр. Полиция приходила с обыском к сотрудникам "Мемориала", обыски прошли и в офисах "Команды против пыток", а журналистку "Новой газеты" Елену Милашину и адвоката Александра Немова избили в Чечне по дороге на судебное заседание.
Реабилитация нацизма, оскорбление чувств верующих
В 2023 году было возбуждено минимум 45 дел по статье о "реабилитации нацизма" (например, из-за прикуривания сигарет от Вечного огня, разлитого рядом с Вечным огнем лимонада и поедания семечек рядом с Вечным огнем). Эту же статью применили в отношении сотрудников "Мемориала", когда в "Базе жертв политических репрессий" СССР среди тысяч имен нашли имена троих людей, сотрудничавших с нацистами. Также заводят уголовные дела из-за осквернения георгиевской ленточки и демонстрации запрещенных символов (например, бело-сине-белого флага, буквы "Н" – символики сторонников Алексея Навального – и нацистской символики).
В 2023 году, по данным "ОВД-Инфо", возбудили 11 дел об оскорблении чувств верующих. Самое громкое – против Никиты Журавеля, который сжег Коран и был отправлен в СИЗО в Чечню, хотя ни сам он, ни его преступление не были связаны с этим регионом.
Дело против Навального
Отдельно "ОВД-Инфо" отмечает дела против оппозиционера Алексея Навального и его сторонников. Политика приговорили к 19 годам колонии особого режима по делу о создании экстремистского сообщества. А позже его трех адвокатов поместили в СИЗО, обвинив в участии в экстремистском сообществе. В начале декабря Навальный сообщил, что против него возбудили новое уголовное дело о вандализме – о чем именно идет речь, до сих пор неизвестно. В 2023 году Навальный провел в ШИЗО 161 день, а седьмого декабря его близкие потеряли с ним связь. Политика вывезли из Владимирской колонии, и где он сейчас находится, доподлинно не известно.
Новые законы
В 2023 году вышло немало законодательных инициатив, ужесточающих ответственность за выражение мнения, многие из них успели стать законами. Например, теперь, если человек получил обвинительный приговор по статье 280.3 о "дискредитации" ВС РФ или по статье 212.1 о неоднократном нарушении порядка проведения акций, его могут лишить приобретенного российского гражданства.
Также в 2023 году появился закон о выдаче электронных повесток через "Госуслуги" и закон, по которому можно получить пожизненный срок по статье о госизмене, были ужесточены наказания по "террористическим" статьям и статье о диверсии. Иностранным неправительственным организациям стало еще сложнее работать на территории России: для этого нужно получить разрешение Минюста и быть внесенным в специальный реестр.
В 2023 году приняли несколько законов, дискриминирующих представителей ЛГБТК+ сообщества и серьезно осложняющих их жизнь. Был принят закон о запрете трансперехода и смены гендерного маркера в паспорте, а 30 ноября Верховный Суд признал несуществующее "международное ЛГБТ-движение" экстремистской организацией. По статье об "ЛГБТ-пропаганде" под преследование подпадали стриминговые сервисы, блогеры, журналисты, активистские проекты.
Новые статьи для выражающих мнение: ожидания от 2024 года
Елизавета Штиглиц из "ОВД-Инфо" отмечает, что в 2023 году было заметно усугубление начавшихся ранее тенденций: "В этом году активно ужесточали законодательство, связанное с высказываниями, "иностранными агентами" и "террористической деятельностью" – видимо, последнее стало ответом на случаи поджогов военкоматов и саботажа на железнодорожных путях. Стали применять новые статьи о высказываниях: призывах к антигосударственной деятельности, повторной демонстрации запрещенной символики и так далее".
Штиглиц говорит, что одна из самых ярких тенденций – это усиление давления на ЛГБТК-сообщество: "Сначала расширили статью об "ЛГБТ-пропаганде", потом запретили транспереход, а под конец года Верховный суд вынес решение о признании несуществующего "международного общественного движения ЛГБТ" экстремистской организацией".
Отдельно Штиглиц отмечает распространение практики "карусельных" арестов: "Людей долго держат в спецприемниках по мелким административным делам, а на выходе они отправляются в СИЗО или под домашний арест как фигуранты уголовных дел. Тут, наверное, важно упомянуть случай Анатолия Березикова, который во время такой "карусели" умер; по информации правозащитников, силовики хотели завести на него дело о госизмене".
Сотрудница правозащитного проекта отмечает, что в 2024 году тренд на усиление репрессий скорее всего сохранится: "Надо учитывать, например, что к арсеналу силовиков за прошедший год добавился целый ряд статей, которые позволяют активнее преследовать за выражение мнения и сотрудничество с теми или иными организациями (и практики по этим статьям пока нет), а также были значительно ужесточены статьи о преступлениях против госбезопасности".