Ссылки

Новость часа

Москвич, арестованный за нарисованные на асфальте три красных креста, вышел из СИЗО благодаря ошибке следователя и уехал из России


Константин Кочанов
Константин Кочанов

25-летний житель Москвы Константин Кочанов, арестованный в мае 2023 года по статье о хулиганстве по мотивам политической ненависти из-за нарисованных на асфальте трех красных крестов в центре российской столицы, вышел из СИЗО благодаря ошибке следователя и уехал из России. Об этом пишут правозащитный проект "Первый отдел" и "Медиазона".

Покинуть Россию Кочанову помогли правозащитники "Первого отдела". Им мужчина рассказал о том, как в СИЗО сотрудники ФСБ угрожали ему делом о госизмене (ст. 275 УК РФ) из-за нарисованных им красных крестов, которые прокремлевские телеграм-каналы называли оставленными украинскими диверсантами метками для наведения ракет и беспилотников.

Кочанов вышел из следственного изолятора, куда суд отправил его в мае 2023 года, в октябре благодаря ошибке следователя. По словам правозащитника Евгения Смирнова, следователь, принявший дело Кочанова после окончания процедуры дознания, не успел разобраться в нем и вовремя не обратился в суд с ходатайством о продлении меры пресечения в виде содержания под стражей. Вместо этого заключенному по ходатайству следователя выдали подписку о невыезде и выпустили из СИЗО.

Сотрудники "Первого отдела", опасавшиеся, что Кочанова могут повторно арестовать уже по делу о госизмене, организовали мужчине выезд из России.

Красные кресты Кочанов нарисовал в ночь на седьмое мая 2023 года, в канун Дня Победы, на проезжей части возле здания Минобороны России и Дипломатической академии МИД РФ. Он сделал это по просьбе предполагаемого сотрудника украинского проекта "Хочу жить", который помогает российским военнослужащим добровольно сдаваться в плен ВСУ. В этот проект мужчина обратился из-за опасения, что его в России мобилизуют и отправят на фронт в Украину, где он сразу бы хотел сдаться в плен.

Силовики вычислили мужчину по камерам видеонаблюдения и задержали в тот же день. После этого суд назначил ему 15 суток административного ареста по протоколу о неповиновении полиции (ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ).

До истечения срока ареста на мужчину завели новое дело – о хулиганстве по мотивам политической ненависти (п. "б" ч. 1 ст. 213 УК РФ). По версии следствия, Кочанов якобы "произвел публичные действия, создающие возможную угрозу подрыва безопасности государства и причинения вреда жизни и здоровью граждан". По этой статье Басманный райсуд Москвы 18 мая отправил мужчину в СИЗО.

Спустя неделю на него завели еще одно дело – о вандализме (ч. 1 ст. 214 УК РФ) из-за антивоенного граффити, которое Качанов нарисовал ранее на заборе госпиталя ФСБ в Москве.

"Кочанов никого не убил, не нанес вред безопасности Российской Федерации, потому что об этих крестах поговорили два-три часа в телеграм-каналах и благополучно об этом все забыли. Но риски для него были совершенно чудовищные, непропорциональные тому, что он совершил. И понятно, что в этой ситуации человеку нужно было помогать", – отметил Евгений Смирнов.

В начале полномасштабного вторжения России в Украину во многих украинских городах люди начали находить метки на дорогах и зданиях в форме крестов. Многие украинцы всерьез верили, что эти метки нужны, чтобы наводить ракеты. Украинские власти получили тысячи сообщений о таинственных знаках. Меточная паника вскоре спала и была официально признана результатом российской ИПСО (информационно-психологической операции).

О том, как и для чего проводилась эта спецоперация, рассказал расследовательский проект "Система":

По теме

XS
SM
MD
LG