"Жена должна уважать и бояться мужа". Семейное насилие в Таджикистане: рассказывают пострадавшие и агрессор

22 ноября 2019 года
Зебо Назарова

Прижигание лица раскаленным кирпичом, подвешивание к потолку, запрет пользоваться туалетом, анальное изнасилование различными предметами. Это лишь некоторые примеры насилия в отношении женщин, которые исследователи международной правозащитной организации Human Rights Watch задокументировали в Таджикистане.

В HRW отмечают, что точной статистики нет, власти Таджикистана не ведут учет пострадавших. Однако, по подсчетам правозащитников, как минимум одна из трех женщин здесь подвергается домашнему насилию.

Мы собрали истории женщин из Таджикистана, которые подвергались насилию в семье, а также выслушали насильника, который считает, что в избиении жены нет ничего плохого.

"Заставил носить платок и длинные платья"

"Из-за частых побоев у меня начались припадки. От страха я часто теряла сознание. Муж еще больше злился и говорил, что я приехала к нему домой уже больной", – рассказывает Гулджахон.

Сейчас ей 24 года, она живет в Душанбе. Со своим будущим мужем она познакомилась, когда училась в университете. Через год они решили пожениться. "У меня продвинутая семья. Меня не заставляли носить национальную одежду и платок. Он был в курсе, когда мы начали встречаться. Говорил, примет меня такую, какая я есть. Ему хорошо удавалось скрывать свою религиозность", – говорит она.

Родители Гулджахон согласились на брак с условием, что их дочери позволят продолжить учебу. "Началась подготовка. Я предложила ему станцевать вальс. Он согласился. Я сшила для себя много разных нарядов – вечерних и национальных. В ночь перед свадьбой он позвонил и сказал: "Никакого вальса не будет, свои вечерние платья в обтяжку ты тоже не наденешь, не позорь меня", – вспоминает Гулджахон.

"Я была в шоке. Рассказала все маме и тетям, предложила отказаться от свадьбы. Но они сказали, что это все от волнения, и на самом деле я этого не хочу, а отказываться поздно", – говорит она.

Самые сложные дни, продолжает Гулджахон, начались после свадьбы: "Он сразу же заставил носить платок и длинные платья со штанами, придирался к каждой мелочи, человека как будто подменили. Я вставала в 5 утра, как было положено невестке, спать шла в 11-12 ночи, а иногда и позже. Он заставлял меня слушать религиозные заповеди Ходжи Мирзо, только после этого разрешал мне кушать. Если вдруг я отказывалась, он мог меня избить и, не дав мне еду, закрыть в комнате". (Ходжи Мирзо – один из самых известных богословов в Таджикистане).

Своим родителям Гулджахон ничего не рассказывала: "Но когда мама приехала, чтобы навестить, то увидела мое состояние. Мама поругалась с мужем и забрала меня домой. Я долго лечилась. Муж постоянно звонил мне и маме, просил прощения. Семья не хотела меня отпускать к мужу, но так как я была беременна, решили дать ему еще один шанс".

"Я вернулась к нему, и все повторилось, – продолжает Гулджахон. – Подключилась и его мать. Когда он меня избивал, она приходила к нам в комнату и поддерживала его. Кричала на меня, что так мне и надо, а ему говорила, чтобы бил сильнее. Я была еще и беременна".

Гулджахон надеялась, что с рождением ребенка ситуация улучшится, но этого не произошло: "Моему мужу не нужна была жена, им нужна была рабыня. Все самое сложное по дому делала я, а взамен только побои и издевательства. Когда моему сыну исполнилось полгода, я решила с ним развестись".

Семья Гулджахон ее поддержала: "Мы подали документы на развод. После этого его семья пустила слухи, что я плохая невестка, ничего не делала по дому, поэтому муж меня бросил. Люди поверили им. С чувствами женщины никто не считается. По-любому виновата она, а не он".

"Побои – не повод разрушать семью"

"Родители говорили, что с побоями сталкиваются многие, но никто не разводится, это не повод разрушать семью": это история Фотимы, сейчас ей 45 лет.

Она вышла замуж в 18, мужа выбрала семья. Сейчас у нее трое детей. За 28 лет брака она не раз подвергалась издевательству со стороны мужа, но разводиться никогда не думала из-за страха: "Боялась, что не справлюсь сама, что люди будут косо на меня смотреть. И что если я все-таки разведусь, то моя семья меня не примет. А что я буду делать с маленькими детьми на руках? Куда пойду?"

Однако теперь Фотима жалеет, что не ушла: "У меня две дочки. Не хочу, чтобы у них было, как у меня. Если к ним будущие мужья будут плохо относиться, я не позволю это терпеть. Я с ними часто об этом говорю. Когда муж меня избивал и таскал за волосы по комнате, они это видели".

"Избивал ногами, свекровь наблюдала"

Мужа Шабнам выбрали родители. Их семьи были знакомы. Невесту и жениха познакомили лишь перед свадьбой. В то время он был на заработках в России, а Шабнам училась на третьем курсе университета в Душанбе.

После свадьбы Шабнам переехала к мужу, где в двухкомнатной квартире жили еще его родители и сестра. "Первый месяц все было хорошо: просыпалась в 5 утра, убиралась, готовила завтрак, после шла в университет. После занятий я убирала еще раз весь дом и готовила ужин".

"В декабре у меня начались экзамены. Нужно было больше времени, чтобы к ним подготовиться. С тех пор начались издевательства. Когда свекровь просила золовку убраться, она возмущалась. Мне поставили ультиматум: либо я справляюсь со всеми делами по дому, либо забываю об учебе в университете", – рассказывает Шабнам.

"Перед одним из экзаменов, вернувшись чуть раньше, я сделала все по дому и села за учебники. Когда муж вернулся с работы, свекровь позвала его, они о чем-то говорили. После этого он ворвался в комнату, взял мой телефон, разбил его, схватил меня за волосы и [ударил] головой об стену. После сильного удара я упала, а он начал избивать меня ногами. За этим наблюдала свекровь. Но вдруг в комнату ворвался свекор. Он оттащил мужа, накричал на них и увел из комнаты", – вспоминает она. В ту ночь Шабнам потеряла ребенка: "У меня случился выкидыш. Я даже не понимала, что со мной происходит. Я в слезах рассказала об этом свекрови. Она сказала, что я сама виновата. После этого свекровь позвонила маме и попросила меня забрать".

Дома у родителей Шабнам прожила месяц: "Я лечилась, ходила в университет. Потом объявился муж, сказал, что хочет меня забрать обратно. В итоге я вернулась к нему. Но издевательства не прекратились".

Когда муж поехал на заработки в Россию, Шабнам осталась жить с его семьей: "Свекровь и золовка продолжали ко всему придираться. Даже когда муж уехал, они звонили ему и жаловались, какая я плохая. А мне говорили, что скоро от меня избавятся. После одной из таких жалоб он позвонил, дал мне талок [развод по мусульмански]".

"Знать грань"

Давлат в браке уже 9 лет. У него четверо детей. "Я очень сильно люблю свою жену, но были моменты, когда я поднимал на нее руки", – рассказывает он.

"Это было напоминание, что я не всегда буду хорошим, что нужно знать грань. Жена должна уважать и бояться мужа", – объясняет он свое насилие по отношению к жене.

"Она несколько раз убегала к родителям, но потом опять возвращалась. Когда они пытались вмешиваться в нашу жизнь, я говорил им, чтобы забирали свою дочь и уходили. Они потом больше не вмешивались. Это касается только мужа и жены. В их семейную жизнь никто не должен вмешиваться ", – уверен Давлат.

Закон без ответственности

В 2013 году в Таджикистане был принят закон "О предупреждении насилия в семье". Он дает жертвам право обращаться к силовикам и получить защитное предписание. В 2014-м правительство Таджикистана утвердило госпрограмму по предупреждению семейного насилия на 2014–2023 годы. А кодекс Таджикистана об административных правонарушениях пополнился статьями, предусматривающими административную ответственность за нарушения, связанные с семейным насилием, в том числе за несоблюдение условий защитного предписания.

Однако до сих пор семейное насилие в Таджикистане не считается уголовным преступлением. "Основной фокус законодательства направлен на превентивные меры, которые включают беседы с агрессорами, временное его устранение и административное задержание. Но остается открытым вопрос о криминализации домашнего насилия, – говорит гендерная специалистка Гульнора Бекназарова.

Правозащитники отмечают, что жертвы крайне редко готовы пожаловаться на насильника, а силовики не хотят вмешиваться, как они считают, в "семейные споры". "Считается, что это личное дело каждого. Так думают даже те, кто должен заниматься решением этого вопроса, – милиция и судьи. Считается, что супружеское насилие – обычное дело. Женщины чаще всего обращаются лишь тогда, когда агрессор начинает нападать на детей", – отмечает Бекназарова.

97% мужчин и 72% женщин в Таджикистане считают, что женщина должна мириться с насилием ради сохранения семьи. Это результаты исследования, проведенного четыре года назад аналитической группой "Тахлил ва машварат", Комитетом по делам женщин и семьи и международным объединением Oxfam.

Социолог Алла Кувватова сложившуюся в Таджикистане ситуацию объяснила так: "Женщина не имеет права жаловаться, она должна терпеть. Это изначально заложено в ее воспитании".

Имена некоторых героинь изменены по их просьбе