Только не в нашем районе. Почему прачечная для бездомных почти год не может открыться в Москве

17 июня 2019 года

Благотворительной организации "Ночлежка", которая в прошлом году пыталась открыть прачечную для бездомных, пришлось со скандалом уйти из Савеловского района Москвы. Его жители говорили, что подобному заведению место не в благополучном районе, а в промзоне. Но на окраинах "Ночлежке" тоже не рады – ничего не удается найти уже восемь месяцев

В 2018 году петербургская благотворительная организация "Ночлежка" совместно с фондом "Второе дыхание" объявили об открытии в Москве "Культурной прачечной" – места, где малоимущие и бездомные люди смогут бесплатно постирать и высушить одежду. Помещение они нашли быстро, но жители Савеловского района столицы, где должна была появиться прачечная, выступили категорически против инициативы, ссылаясь на близость детских садов, игровых площадок и жилых домов.

На сайте Change.org появилась петиция, в которой от "Ночлежки" потребовали найти более подходящее место для прачечной, подальше от центра города. В противном случае, по словам директора "Ночлежки" Григория Свердлина, прачечную для бездомных обещали сжечь, грозили Роспотребнадзором и прокуратурой. Дарье Байбаковой, директору московского филиала организации, и Дарье Алексеевой, основательнице фонда "Второе дыхание", поступали угрозы.

Протестующие против прачечной говорили, что помогать бездомным действительно нужно. Однако делать это стоит не в таких "благополучных" районах Москвы, как Савеловский, а, например, где-нибудь в промзоне. И "Ночлежка" начала искать новое место – малолюдное, где нет жилых домов и образовательных учреждений. Поиски продолжаются до сих пор.

"Наживем клопов" и "кабель украдут": из-за чего "Ночлежку" не пускают в промзоны

"Никаких клопов мы тут не наживем с вами?" – спрашивает у Дарьи Байбаковой владелец помещения недалеко от метро Белорусская. За восемь месяцев директор московского филиала "Ночлежки" побывала в десятках промзон и просто отдельно стоящих зданий. Вариант на Белорусской Дарье нравится: не требует капитального ремонта, есть все нужные коммуникации, рядом с метро, но далеко от жилых домов, да еще и с уютным двориком. "Здесь люди смогут отдыхать на свежем воздухе и пить чай", – строит планы Байбакова.

Но, как показывает опыт, сделка может сорваться в последний момент. Собственники отказываются заключать договор с "Ночлежкой" по самым разным причинам.

Стройка вблизи одного из осмотренных руководством "Ночлежки" зданий. В организации заранее опасаются, что будущие жильцы многоэтажки могут быть недовольны соседством с прачечной для бездомных
Стройка вблизи одного из осмотренных руководством "Ночлежки" зданий. В организации заранее опасаются, что будущие жильцы многоэтажки могут быть недовольны соседством с прачечной для бездомных

"Арендодатели говорят: знаем мы этих бездомных, они будут кабель из-под асфальта воровать, – рассказывает Байбакова. – Владельцы даже самых неблагоустроенных зданий в промышленных зонах считают, что наш проект "не вписывается в концепцию развития их помещений", что арендаторы соседних зданий не захотят тут оставаться. Иногда просто говорят, что не рассматривают возможность работы с подобными проектами".

Дважды дело доходило до согласования договора. Но когда собственник вникал, что именно "Ночлежка" хочет открыть в его помещении, менял свое решение.

Замдиректора ООО "ФОП "Измайлово" Андрей Куник – один из отказавших "Ночлежке" из-за "сложности проекта". У организации, которой он руководит, было подходящее помещение на улице Советской на востоке Москвы.

"У нас здесь публичное место. К нам приезжает много туристов: иностранцев, российских граждан. В гостинице люди живут. Мы бы не хотели, чтобы к нам шли люди, скажем так, не совсем хорошо одетые", – объясняет он свое решение. Он ссылается на собственников здания, которые категорически отказались заключать сделку.

"Нам сказали, что сопровождающие могут вести сюда людей, которые нуждаются в помощи. Вы представляете: вот приезжает к нам автобус, оттуда выходят 20 французов, а тут идет этот бомж?" – рассуждает Куник.

Сам он про "Ночлежку" почитал в интернете и работу организации одобряет: "Они занимаются благородным, хорошим делом. Ничего отрицательного я для себя не нашел".

Вход в помещение на Новой Басманной улице, собственник которого отказался сотрудничать с "Ночлежкой"
Вход в помещение на Новой Басманной улице, собственник которого отказался сотрудничать с "Ночлежкой"

Кому нужна прачечная и как она будет работать

Большинство опасений и претензий жителей районов и собственников помещений связаны с гигиеной, рассказывают в "Ночлежке". Самый "пугающий" проект – именно прачечная. Однако в помещении, если оно когда-нибудь найдется, должны заработать еще и консультационная служба, пункт выдачи одежды, душевая и небольшой бесплатный хостел.

Во время конфликта с жителями Савеловского района организация подробно описала, как будет производиться дезинфекция помещений прачечной: с помощью бактерицидных облучателей воздуха, которые используются в инфекционных больницах и операционных. Кроме того, при каждой стирке клиенты прачечной должны будут добавлять в машинку дезинфицирующее средство. За соблюдением этого правила проследит дежурный.

По статистике "Ночлежки", больше половины людей, которые проходят через приют и долгосрочное сопровождение, выбираются с улицы и возвращаются в обычную жизнь. При этом большинство бездомных, по словам Дарьи Байбаковой, на первый взгляд ничем не отличаются от прохожих и выглядят как "обычные небогато одетые усталые мужчины и женщины, таких очень много ходит по улицам всех наших городов".

"Культурная прачечная" для бездомных в Санкт-Петербурге. Фото: ТАСС
"Культурная прачечная" для бездомных в Санкт-Петербурге. Фото: ТАСС

"Мы по-прежнему уверены, что сервисы помощи бездомным должны быть рассредоточены по всему городу, а не сосредоточены в каких-то гетто", – пишет у себя в фейсбуке директор "Ночлежки" Григорий Свердлин. "Такие центры должны быть в каждом районе, – соглашается Байбакова. – Бездомных в Москве десятки тысяч, по моим ощущениям, больше 80-ти. Хотя в правительстве вам, вероятно, скажут, что 14″.

В пресс-службе Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы на запрос Настоящего Времени ответили: "В городе Москве количество бездомных составляет около 14 тысяч человек. В зависимости от времени года эта цифра может незначительно меняться в большую или меньшую сторону".

Помогает этим людям Центр социальной адаптации (ЦСА) имени Елизаветы Глинки, рассказали в департаменте. У этого центра есть четыре отделения в разных районах города: это отделение "Косино-Ухтомское" на востоке Москвы, отделение "Востряково" на западе, отделение "Дмитровское" на севере и отделение "Ясенево" на юго-западе. Сотрудникам этих отделений помогают около сорока организаций – религиозных, благотворительных, общественных.

В Департаменте соцзащиты говорят, что в ЦСА можно переночевать, получить еду и чистую одежду, пройти медицинское обследование. Бездомным помогают восстанавливать документы и искать работу. "Только в 2018 году было оказано более 1 млн социальных и других услуг", – говорится в ответе департамента. Улицы Москвы патрулирует "Социальный патруль", который находит бездомных и привозит их в эти центры. Ему помогают казаки. В 2019 году, сообщает департамент, мобильными бригадами на улицах Москвы "было выявлено" более 4 тысяч бездомных.

Что предлагала Москва

За помощью в правительство Москвы "Ночлежка" обратилась в октябре 2018 года. Организация попросила выделить помещение в безвозмездное пользование или сдать его в аренду по льготной ставке. Например, в Санкт-Петербурге правительство передало здание в аренду "Ночлежке" сначала с коэффициентом социальной значимости (10% от коммерческой стоимости), а потом и вовсе бесплатно. Организация оплачивает только коммунальные услуги.

По словам Байбаковой, "Ночлежка" написала 12 обращений различным чиновникам и предоставила на рассмотрении мэрии петицию, которую подписали 80 тысяч человек. Но получила отказ: чиновники заявили, что в Москве уже хватает проектов помощи бездомным.

В пресс-службе Департамента труда и соцзащиты населения Москвы Настоящему Времени сообщили, что предложили "Ночлежке" два помещения. От обоих организация отказалась.

Сотрудники "Ночлежки" и риэлтор рассматривают план помещения, которое сдается в аренду
Сотрудники "Ночлежки" и риэлтор рассматривают план помещения, которое сдается в аренду

"От площади, расположенной на улице Мещерякова, организация вынуждена была отказаться из-за недовольства жителей района, так как помещение находилось в жилом доме рядом с детским садом. В настоящее время оно передано в ведение города. От другого помещения на улице Ижорской руководство "Ночлежки" также отказалось, мотивируя это удаленностью здания от станций метрополитена", – сообщили чиновники.

"Первое помещение нам показали, а потом сообщили, что передумали его передавать в пользование. По сути, предлагали открываться только в центре социальной адаптации "Дмитровское". Но это 13 остановок на автобусе от конечной станции метро Селигерская, туда бы никто просто не добрался. Поэтому мы отказались", – объясняет Дарья Байбакова.

Других свободных помещений, которые можно было бы предложить "Ночлежке", в Москве сейчас нет, говорят в департаменте.

Почему Петербург не против

Дарья Байбакова рассказывает: некоторые петербуржцы тоже сначала были против открытия на Боровой консультационного центра. Реакцию не сравнить с московской, но люди тревожились. "А в итоге все остались довольны: мы облагородили там двор, забор поставили".

Главный редактор петербургского сетевого издания "Новости Купчино" Владимир Волохонский говорит: "Культурная прачечная" и приют "Ночлежки" находятся на Боровой улице, в очень безлюдном месте. Добираться туда тяжело, там не ходит общественный транспорт, хотя до ближайшего метро не так уж и далеко".

"Культурная прачечная" для бездомных в Санкт-Петербурге. Фото: ТАСС
"Культурная прачечная" для бездомных в Санкт-Петербурге. Фото: ТАСС

У "Ночлежки" на Боровой несколько помещений. И если прачечная действительно расположена в отдалении от жилых домов, около железной дороги, то реабилитационный приют (там же работают консультационная служба, душ и пункт выдачи одежды) находится в центре жилого квартала. Рядом есть учебные заведения, кафе и бизнес-центр.

"В консультационную службу или в приют обращаются люди даже с большим стажем бездомности, чем ходят в прачечную", – рассуждает Байбакова. Но за 13 лет работы "Ночлежки" на Боровой претензий к их работе у местных жителей не возникало.

"За исключением людей, которые следят за деятельностью "Ночлежки" и как-то им помогают, едва ли кто-то вообще догадывается о существовании там прачечной, – предполагает Владимир Волхонский. – Я подозреваю, что жители домов поблизости могут быть не в курсе того, что там у них в ста метрах от дома".

"Даже название пугает людей"

"Я бы советовал создать более позитивный образ организации. Даже само название "Ночлежка" – в нем уже содержится негативный оттенок. Это название пугает людей", – считает Алексей, риэлтор, который помог "Ночлежке" связаться с собственниками очередного помещения, теперь на улице Новая Басманная.

Это здание бывшей типографии. Снаружи оно окружено уютным двориком, а внутри завалено пачками книг, бумагой и строительным мусором. Пахнет сыростью. Есть цокольный этаж, куда ведет мрачный спуск. Снаружи, около входа, стоят два огромных мусорных бака, подписанные "Худ. лит.".

Владельцы помещения хотели сдать его молодым бизнесменам, чтобы те открыли тут итальянский ресторанчик, но что-то не срослось. С "Ночлежкой" сотрудничества тоже не получится: собственники не хотят, чтобы "такие люди" находились в их здании.

В одном из помещений, осмотренных "Ночлежкой"
В одном из помещений, осмотренных "Ночлежкой"

"Здесь вопрос даже не столько в антисанитарии. У арендодателей возникает негативный образ, поскольку организация притягивает антисоциальных, бездомных людей. Собственники несут ответственность перед арендаторами за то, чтобы вокруг был порядок, за то, какие люди будут пребывать в здании и вокруг него", – объясняет неудачу риэлтор.

Алексей подчеркивает, что он сам на деятельность "Ночлежки" смотрит "нормально" и одобряет ее работу.

"Мы, наверное, и сами отказались бы от этого помещения. Рядом парк и жилые дома, это соседство может нам сильно помешать. Не потому, что наши проекты или клиенты навредят району, они не навредят. Просто мы рискуем снова наткнуться на сопротивление жителей, очень не хочется тратить на это силы. Хочется, чтобы проекты поскорее заработали и люди получали помощь, – рассуждает Дарья Байбакова о еще одной сорвавшейся сделке. – Москва большая, когда-нибудь нам повезет".