"Это не преступление — выйти на несогласованный митинг". Amnesty International выпустила обучающую игру про свободу собраний

15 мая 2019 года
Настоящее Время

Жители Екатеринбурга протестуют против строительства храма в сквере. Казахстанцы, арестованные 1 мая, выходят из спецприемников. В Петербурге активисты пытаются судиться с полицейскими, избивавшими их при задержании. Правозащитная организация Amnesty International рассказывает о праве на свободу собраний и о том, как жаловаться на их нарушение в Европейский суд

"В этом сквере в субботу? Здесь же будут гулять семьи с детьми. Ваша акция может угрожать их жизни и здоровью".

"Нельзя, потому что в это же время в этом парке будет презентация нового мебельного каталога".

"Ваши плакаты, критикующие власть, могут вызвать враждебную реакцию со стороны тех, кто власть поддерживает. Это угроза вашей же безопасности".

Все это — цитаты из реальных ответов местных администраций в разных регионах России на уведомления о проведении мирных собраний и митингов. Понять, какие из них — законные, а какие нет, а также научиться грамотно спорить с представителями власти и узнать, что обо все этом думает Европейский суд по правам человека можно на сайте "Правозащитного воркаута" — нового проекта Amnesty International, который запустился 15 мая.

Он представляет собой квест из нескольких уровней, с онлайн-игрой, справочной информацией и чат-ботом. Все задания основаны на реальных событиях: юристы и методисты Amnesty создали их, опираясь на решение Европейского суда "Лашманкин и другие против России".

В этом решении суд постановил, что российские власти нарушали права граждан, запрещая акции протеста в 2009-2012 годах. По делу вместе с самарским активистом Александром Лашманкиным (ему не разрешили провести пикет памяти убитых адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой) заявителями были правозащитник Лев Пономарев, оппозиционер Сергей Удальцов, организаторы акций "Стратегии-31″ на Триумфальной площади в Москве, гей-прайда в Санкт-Петербурге и многих других запрещенных властями акций.

Иллюстрация: Amnesty International
Иллюстрация: Amnesty International

Всего по этому делу ЕСПЧ постановил выплатить более 180 тысяч евро в пользу 23 человек и признал, что Россия нарушила право на свободу собраний.

Зачем разбирать этот кейс в виде онлайн-квеста, для кого разработан курс и почему он посвящен именно свободе собраний, Настоящему Времени рассказала методист проекта, координатор образовательных программ Amnesty International в Восточной Европе Стася Денисова.

Для кого этот курс?

— Наш проект рассчитан на молодежь, прежде всего, русскоязычную из Восточной Европы, Южного Кавказа, Центральной Азии. На студентов, старшеклассников, молодых профессионалов, которым интересно больше узнать о конкретном праве через реальные истории.

У нас в Amnesty есть большая международная программа по обучению правам человека: мы взаимодействуем с тренерами, учителями — и они могут использовать этот инструмент на своих уроках, на занятиях по обществознанию.

Мы надеемся, что это будет интересно не только уже действующим активистам или юристам, но и людям, которые находятся подальше от нашей правозащитной сферы. Которые еще ничего не знают, скорее всего, о конкретном содержании конкретного права, но хотят узнать больше. Поэтому все написано в максимально доступной форме, с использованием комиксов.

В нескольких интерактивных заданиях мы предлагаем изучить отказы в согласовании публичных мероприятий из реального кейса, понять, какие из них являются законными, а какие могут нарушать право человека на проведение мирных собраний. Дальше мы рассказываем о правозащитной позиции суда по каждому такому отказу.

Стася Денисова. Фото: Денис Бочкарев
Стася Денисова. Фото: Денис Бочкарев

Реальные люди предпринимали разные попытки: либо повторно согласовать мероприятие, либо отказаться от этой мысли, либо пойти обжаловать в суд — и чем эти попытки заканчивались, можно узнать, попробовав поговорить с юристами и чиновниками в нашем чат-боте.

Почему курс посвящен именно свободе собраний?

— В России и Центральной Азии эта тема — одна из самых актуальных, это у нас один из приоритетных проектов, наши исследователи изучают эту проблему. Это, в общем, один из приоритетов нашего регионального офиса — тематика свободы мирных собраний.

Тем более сейчас: в мае было множество задержаний во время абсолютно мирных, ни на что не посягающих шествий, митингов и демонстраций. И не только в России, но и в Казахстане, в Кыргызстане были угрозы со стороны праворадикальных группировок в адрес активистов, которые хотели провести акции. Это все нас заставило обратить внимание именно на эту тему. Но мы собираемся дальше брать и другие права, в том числе право на жизнь, свободу от пыток и другие.

Мы ориентируемся не на законодательства отдельных государств, а на международное законодательство в области прав человека. Наши первые кейсы — это кейсы и дела, рассмотренные Европейским судом по правам человека. Решение Европейского суда актуально и распространяется на всю его юрисдикцию — на 47 стран.

Следующий кейс, который мы возьмем, — "Идентоба и другие против Грузии". Рассматривалась ситуация 2012 года: активисты вышли на улицы Тбилиси, чтобы провести мирное шествие против гомофобии, и на них напали более ста противников и оппонентов этого собрания. На примере этого дела мы рассмотрим аспекты позитивных обязательств государства по обеспечению права на мирные собрания.

Есть ли у курса практическая польза? Он учит писать заявки на митинги или жалобы в ЕСПЧ?

— Главный посыл в том, что каждый человек имеет права и свободу мирных собраний. И ограничений, которые могут быть наложены на это право, не очень большое количество, возможности вмешаться в это право строго ограничены. Об этом можно узнать из этого курса.

Это должно воодушевлять и давать понимание, что это не преступление — если ты вышел на несогласованный митинг. Что согласованность и законность в сфере прав человека на свободу собраний — это не одно и то же, это разные вещи. Если митинг не согласованный, то это не значит, что его можно разгонять и тем самым ограничивать свободу мирных собраний. Просто осознание, что мы имеем на это право, — это был один из желаемых посылов.

Иллюстрация: Amnesty International
Иллюстрация: Amnesty International

А на примере следующего кейса, "Идентоба и другие против Грузии", можно будет разобраться, какие шаги необходимо предпринять, прежде чем обратиться в Европейский суд по правам человека. Мы не сразу можем писать жалобы в ЕСПЧ, как только пострадали от действий, нарушающих наши права. Какие должны быть предприняты шаги, что именно решит суд, пересматривает ли он решение национальных судов, какая будет практическая польза человеку, который выиграет дело в Европейском суде — вот об этом расскажем в следующем кейсе, который запустим где-то в июне.

Еще для практической пользы есть раздел "Быть начеку": несколько базовых советов по обеспечению личной безопасности во время митингов и демонстраций. Их тоже можно изучить и, надеюсь, применять на практике.

Amnesty International о свободе собраний в России