Сошли с Орбиты. Что осталось от города-спутника непостроенной АЭС

26 апреля 2019 года
Марина Балабан

Катастрофа на Чернобыльской АЭС повлияла на судьбу других атомных электростанций, которые строились или планировались по всему СССР. На тот момент таких было одиннадцать. Только одна из них – Ростовская – была запущена. Одну – Минскую – перестроили в ТЭЦ. Четыре имеют неясные перспективы. Остальные пять – так и не будут запущены никогда. К ним относится и Чигиринская АЭС в Черкасской области Украины.

Строительство Чигиринской АЭС было остановлено в 1989 году, а Орбита, которая должна была стать городом-спутником, превратилась в город-призрак, затерянный среди сосновых лесов на берегу Кременчугского водохранилища. С начала 90-х городок начал разваливаться и разворовывался.

Накануне годовщин чернобыльской трагедии принято показывать Припять – заброшенный город атомщиков. Об Орбите предпочитают не вспоминать. Тем не менее жизнь там идет: в Орбите живут пенсионеры, рождаются дети, приезжают переселенцы с Донбасса и даже покупаются квартиры.

Село Витово, улица Орбита – последние 15 лет эти руины называются так. Съезд влево с бетонной дороги на Чигирин (Черкасская область), несколько километров – и ты попадаешь в декорации для фильма "Сталкер": зияющие глазницы девятиэтажек, разбитые и раскрошенные строения универмага и столовой.

Впрочем, во всем этом видятся следы недавнего пребывания людей: на стенах свежие надписи на актуальные политические темы, на земле – разбитые бутылки и пластиковый мусор, внутри покинутых девятиэтажек – следы от краски для пейнтбола.

Апокалиптическая картина дополняется звуковым рядом – далеким лаем собак и пением петухов. Пройдя на звук по натоптанной тропинке несколько сотен шагов, за огромными соснами неожиданно можно обнаружить два жилых пятиэтажных дома.

Типовые хрущевки выглядят обжитыми, хотя и несколько "потрепанными", во дворе сушится белье, возле подъезда одной из них стоит старая "Таврия", вокруг разбиты палисадники и огородики.

Сейчас в Орбите проживают около 90 человек, есть и молодежь, и даже дети – шестеро. Для них сохранилась детская площадка, правда, ржавая и несовременная.

Зато на учебу в соседнее Витово их забирает школьный автобус. Он, да еще, пожалуй, несколько автомобилей – вот и весь транспорт, проезжающий в Орбиту. Местные жители предпочитают велосипеды.

Григорий Чаплинский получил ордер №1 на квартиру в одном из этих домов.

В 1977 году он приехал работать электриком на перспективную Чигиринскую ГРЭС. Решение о ее строительстве в СССР приняли в 1970 году. Планировалось, что ток черкасским химпредприятиям она начнет давать уже в 1975 году. Изначально думали "кормить" ее углем Донбасса – выяснилось, что это невыгодно. Переориентировались на нефтепродукты из Кременчуга – оказалось, что необходимое количество топлива станция не даст. В начале 80-х решили строить уже не гидроэлектростанцию, а атомную, но Чернобыльская трагедия 1986 года остановила и эти планы.

Были мысли о парогазовой электростанции, но и этот проект остался только на бумаге. За эти годы успели построить только часть "обслуживающей" инфраструктуры – начали создавать городок энергетиков Орбита на 20 тысяч человек. К 1980 году уже были сданы в эксплуатацию два малосемейных общежития, заселены два дома, была построена пускорезервная котельная, административные здания, столовая, универмаг, клуб, склады.

"При СССР тут было хорошо, – вспоминает Григорий. – 9-этажки – это же было общежитие, там жили люди. Потом, когда отключили газ и воду, все перебрались сюда, к нам".

В двух "орбитальных" домах есть вода, газ, свет, интернет и спутниковое телевидение – "тарелки" виднеются почти на всех балконах. "Коммуникации работают исправно, платить за все дорого, а работать – негде", – жалуется еще один местный житель, Александр.

Когда в 1983 году строительство законсервировали (остановили в 1989-м), пять тысяч человек, собранных со всего СССР, планировалось перенаправить на расширение Черкасской ТЭЦ. Даже потом, меняя проекты, кадры решили сохранить, и людей ежедневно возили автобусом на работу в Черкассы.

Но потом энергетики остались без работы – в самой Орбите "по профилю" работать стало негде, да и другую работу поблизости не так просто найти. Правда, десять лет назад один крупный агрохолдинг построил как раз рядом с тем местом, где должны были возвышаться энергоблоки, речной элеватор. И разрушенные бетонные конструкции на фоне зерновых банок – словно иллюстрация, как прогресс побеждает разруху.

По дороге мимо Орбиты сейчас ездят автомобили с зерном и минудобрениями. Местные жители надеются в основном уже не на государство, а именно на частный бизнес – говорят то о перспективах строительства солнечных батарей, то о птицефабрике. А пока в основном местные уезжают на заработки. А кто-то сдает все еще уцелевшие конструкции на металлолом. "У меня в этом доме три квартиры: на первом, третьем и четвертом этажах. Купил по-дешевке в 2000-х, тогда, знаете, у нас тут квартиры по цене телевизоров были, все выезжали, бежали отсюда. А я остался. Живу сам, а за три квартиры плачу", – рассказывает Александр. Сейчас квартиры в Орбите стоят дороже – 18-метровую "однушку" можно купить за 3 тысячи долларов.

И покупают. "Недавно вон молодой парень из Киева приехал, квартиру купил, ремонт затеял, – делятся местные жители. – У нас тут места чудные – лес, водохранилище, охота, рыбалка – прям дом отдыха. Переселенцы вот еще жили из Волновахи. Приехали в 2014-м, а когда поспокойнее стало – уехали обратно".

Из благ цивилизации в Орбите есть свой магазин, правда, работает он по часам – два часа утром и два вечером, и находится в одной из квартир на первом этаже. Продукты продавщица возит из Витово. Покупают в основном хлеб, все остальное – выращивают на придомовых огородах. "Хорошо было бы тут санаторий построить, – мечтают местные жители. – Природа, пляж, места красивые". Но пока небольшой поселок посреди леса остается спутником, так и не вышедшим на Орбиту.