Как рожденный в Киеве авиаконструктор, который бежал от большевистской революции, создал вертолеты, служащие американским президентам от Эйзенхауера до Трампа.

Знаменитый российско-американский авиаконструктор Игорь Сикорский родился в достаточно обеспеченной семье в Киеве 25 мая 1889 года. Вдохновившись романами Жюля Верна и рисунками Леонардо да Винчи, молодой Сикорский решил посвятить свою жизнь инженерии и небу.

К 1910 году он уже успел смастерить два прототипа вертолета, несмотря на то, что ни одно испытание они успешно так и не прошли. "Первый из этих аппаратов не мог поднять в воздух даже себя, второй (на фотографии) cмог поднять себя, но не меня", – вспоминал конструктор. Вскоре Сикорский осознал, что ни современное двигателестроение, ни скудное финансирование несоизмеримы с его амбициями.

На время ему пришлось отложить планы о создании транспорта, способного к вертикальному полету, чтобы продолжить свое обучение в Петербурге.

Уже получив летную лицензию, Сикорский попал в автокатастрофу. После того, как единственный двигатель устройства отказал, когда, предположительно в карбюратор набились комары, Сикорский стал приверженцем летательных аппаратов исключительно с несколькими двигателями – даже если один откажет, то на других можно безопасно приземлиться.

В 1913 году Сикорский спроектировал 4000-килограммового "Русского витязя", первый четырехмоторный самолет, который успешно прошел все испытания и положил начало тяжелой авиации. На пике Первой мировой войны самолет с грузоподъемностью почти в тонну привлек внимание императора Николая II.

Сразу после "Витязя" Сикорский спроектировал серию многомоторных бомбардировщиков "Илья Муромец". На фото выше один из них приземляется на заледенелую землю в 1914 году в Петрограде.

"Муромец" настолько покорил царя, что Николай II подарил молодому конструктору золотые часы и заказал несколько самолетов для Императорского военно-воздушного флота.

Но вскоре в России произошла революция.

После 1917 года Сикорский был вынужден покинуть Россию. "Идеалы и принципы марксисткой революции были для меня неприемлемыми", – говорил конструктор.

После того, как Сикорскому намекнули, что его имя попало в "черный список" большевиков, он бежал сначала в Британию, потом через Францию в США. В Америку инженер приехал почти без денег и каких-либо перспектив.

Почти три года Сикорский зарабатывал преподаванием физики и математики. Спустя несколько лет он основал компанию Sikorsky Aero Engineering Corporation, которая на первых порах боролась за выживание. Но с помощью российских эмигрантов, включая знаменитого композитора Сергея Рахманинова, который занял конструктору около $5000, Сикорскому удалось спасти ее от разорения. Свой первый американский самолет Сикорский построил у знакомого на куриной ферме.

Через несколько лет Сикорский спроектировал летающую лодку для постепенно зарождающейся в Штатах гражданской авиации.

С постепенным развитием инфраструктуры для посадки гидропланов, необходимость в проектах Сикорского отпала, и он смог вернуться к своей детской страсти – вертолетам.

Несмотря на то, что вертолеты всевозможных причудливых форм и размеров уже использовались в Европе и США, именно простота конструкции Сикорского – противодействие рулевого винта несущему – легли в основу современных вертолетов.

В 1939 году Игорь Сикорский, с безукоризненно сидящей шляпой, поднялся в воздух на первом "практичном вертолете" – VS-300. Тогда один из очевидцев говорил, что он был похож на "сбитого с толку профессора, который пытался вспомнить свои записи".

Вскоре американские военные заплатили компании Сикорского $50,000, чтобы он разработал вертолет для военных целей.

Конструкция Сикорского оказалась настолько удачной, что правительство США заказало сотню вертолетов, которые получили название R-4.

После этого дела Сикорского пошли в гору. Произведенные под его руководством вертолеты – например, типа Black Hawk – стали символом американской армии. Выше изображен Black Hawk в Афганистане во время спецоперации 2010 года.

Другие вертолеты Сикорского перевозили всех американских президентов от Дуайта Эйзенхауэра до Дональда Трампа.

Сам же Сикорский, будучи глубоко религиозным человеком, считал своим самым большим достижением то, что его вертолеты использовались для спасательных операций.

"Я всегда считал, что вертолет станет выдающимся транспортным средством для самых разнообразных миссий по спасению жизни. И теперь, к концу своей жизни, я с удовлетворением осознаю, что это оказалось правдой", – написал Сикорский в письме от 25 октября 1972 года.

Сикорский скончался на следующий день у себя дома в Коннектикуте.