В затерянной на востоке Татарстана деревне жители живут по принципам древней монотеистической религии. Себя они называют "истинными чувашами", а свою религию — "обычаями предков". Они верят в бога Турă, приносят ему жертвы, соблюдают древний погребальный обряд и верят, что их бог бережет их от любых невзгод. Журналисты проекта "Idel.Реалии" побывали на таинственном обряде полевого моления и выяснили, как чувашам удалось сохранить и популяризировать свою веру в Закамье.
"Бисмилля" — с этого слова начинают свое моление чуваши из села Старое Суркино, что в Альметьевском районе Татарстана. Как они сами утверждают, только у них до сих пор сохранились традиции — они продолжают из года в год собираться на полевое моление "Учук". Свое село они называют Патраклă.
![](https://gdb.rferl.org/CB4C35D1-2562-47A1-9347-F752A0646592.jpg)
Рано утром на одном из зеленых холмов у села, где из-под земли бьет священный для местных чувашей родник, собралось с два десятка человек в национальной одежде. Их видно издалека — почти все они в красном или розовом одеянии, а с высокого холма уходят ввысь столпы дыма от десяти костров. На каждом из них котлы, в них — закипает вода.
![](https://gdb.rferl.org/6C7F1030-3FB7-444D-855D-C3DFFE394B35.jpg)
Еще только шесть утра, но на холме уже кипит жизнь. Официально открытый фестиваль чувашей Закамья Татарстана "Учук" начнется в 10, но чувашам нужно успеть до этого времени совершить свое таинство и подготовиться ко встречи гостей.
Чуть поодаль от костров — бычок на привязи. За ним следят мужчины. Через несколько минут собравшиеся принесут его в жертву, но сначала женщинам нужно прочесть молитву.
Всего в мире проживают около 1,5 миллионов человек этой тюркской народности. Несмотря на то, что большая часть чувашей православные, остались и те, кто исповедуют ислам и традиционную чувашскую религию.
ПАТРАКЛĂ
— Я вот от самой праправнучки Сĕрке, когда в школе работала, записывала историю села! Была знакома, она жила недалеко. Как она говорила, бежали ее предки из села Чага. На карте мне его найти не удалось, — увлеченно рассказывает женщина. — Они пришли сюда. Тут ничего не было — только лес. Даже татар не было! Даже на моей памяти тут только лес и был. Мы им, семье Сĕрке, постоянно спасибо говорим, что они для нас такое хорошее место нашли!
После Ивана Грозного знаете, что было. Думаю, с историей знакомы. Всех пошли крестить. Был такой чувашин Сĕрке, у него было девять сыновей и одна дочь — Матрÿне. Жили они где-то под Казанью, когда пришли [крестить]. Они собрались и ушли в эти края.
Галина Бикбова вспоминает, как тогда на холмы, заросшие лесом, приехали основатели села и стали обживаться. Построить жилища для себя и девяти сыновей — задача непростая.
Не прошло и ста лет, как в деревню, основанную семьей Сĕрке, приехали крестить. Ее ввели тогда в подчинение Ивановского кантона Бугульминского уезда Самарской губернии. Поставили старшину и писаря. Потом в деревне открыли миссионерскую школу. Но крестить жителей Старого Суркино так и не удалось — батюшку прогнали.
— Церкви у нас никогда не было. Есть у нас крещенные, но мы — народ толерантный, — объясняет Бикбова. — Было тогда, в XVIII веке, три-четыре семьи, которые крестились, но их прогнали за речку. У нас сейчас эта улица называется Заречье. У нас здесь есть и те, кто перешли в мусульманскую веру. Если заметили, у нас три кладбища в поселке — православное, мусульманское и чувашское. Сейчас нас немного в деревне осталось, но мы придерживаемся своей веры и никого не принуждаем, принимаем всех. Пусть крестились–не крестились, мусульмане–не мусульмане — мы вообще очень толерантны.
![](https://gdb.rferl.org/46875FA8-F529-4F98-B72E-67FC5EF08A96.jpg)
— Что вам дает ваша вера? Почему из года в год вы проводите здесь моления? — спрашивает Бикбову один из журналистов.
— Мы верим в то, что это нам помогает. Вот, например, везде происходят то ураганы — людей, дома сносит, то наводнения или еще что-то. Но у нас, слава богу, все нормально. Даже в Васильевке (ближайшая деревня — ред.) один год прошел ураган — все снесло. А мы живы–здоровы. И мы все говорим, что наш бог нас охраняет, мы поэтому ничего не боимся. По телефону [МЧС] присылает [штормовые] предупреждения, мы говорим: "Нет, наш бог нас сбережет".
ЧУВАШСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ
— Ваша религия — это язычество?
— Да, наверное, — говорит одна из женщин, моющих крупу в роднике.
— А Галина говорит, что нет, — отвечает ей другая.
Спрашиваем у Бикбовой — она эксперт.
— Это неправильно, наша религия — не язычество. Это просто дохристианская вера, которая сохранилась. У нас один старший бог — Турă. У реки есть свой бог, у полей есть свой бог, у деревьев есть свой бог, в лес идем — бога леса вспоминаем. У всех своя семья. Например, когда топим баню, говорим о боге, который там живет. Или когда в воду купаться лезешь, тоже бога воды вспоминаем. Мы очеловечиваем семью вот эту божественную. Там есть свой старший, есть у каждого свой назначенный бог, — объясняет Бикбова.
Одиннадцать лет назад на этом самом холме впервые прошел Открытый фестиваль чувашей Закамья, а за несколько часов до него — полевое моление "Учук". Чуваши не запрещают посторонним наблюдать за ним, но все же не афишируют то, что за пару часов до праздника на соседней поляне приносят жертву.
![](https://gdb.rferl.org/DD2107A8-A0F5-4B8C-8A55-C9651AA24912.jpg)
Чуваши не придерживаются постов, у них нет священников, но есть старшие по молению — мучавары . Они уверены, что их вера, как и десятки других дохристианских верований, стали основой для мировых современных религий.
— У нас точно такие же заповеди. Праздники похожи с христианскими, например. Но мы пасху немного раньше отмечаем. Если мы родились в этой вере, значит богу было так угодно, и мы должны сохранить ее до конца, — уверена мучавар Галина Бикбова.
Суть религии чуваш в поклонении природе, ее сохранении и жизни в согласии с ней. Несмотря на мирный характер чувашских традиций, местные православные регулярно пытаются запретить проведение празднований и молений.
![](https://gdb.rferl.org/93FAEAD9-27CB-4ABE-9E7B-8FDDD3E18B91.jpg)
— После нас вера наша вряд ли останется. Современная молодежь мало ее ценит — многие крестятся. По нашей религии, если женщина крестилась, то это не грех, а если мужчина крестится в зрелые годы, когда он в здравом уме, то это считается большой грех. Так у нас повелось.
Жители села стараются прививать свои традиции молодежи: проводят вечера в местном клубе, рассказывают о вере, истории. В поселке проводят чувашские свадьбы. Они, кстати, бывают только осенью, чтобы праздновать уже после всех полевых работ.
![icon muted](https://docs.rferl.org/Infographics/2017/2017_11/2017_11_ChuvashPrayers/images/VolumeOff.png)
МОЛЕНИЕ
![](https://gdb.rferl.org/02DB45C7-8F44-48DF-A7F4-D099D3F83759.jpg)
Трое мужчин отвязывают бычка от забора и ведут на поляну, к ручью. Его обвязывают, чтобы легче было повалить. В это время женщины несут большую кружку с домашним пивом – сăра – а также соль, ковш с водой, полотенце и лепешку.
Мужчины держат бычка за веревки, женщины начинают читать молитву. Все, что они принесли к бычку, у них в руках.
Через пару минут молитвы. Галина Бикбова (именно она ее и читала) кладет полотенце на траву и, отрывая от лепешки кусочки, кладет их на него. Другая женщина поливает водой голову бычка. Животному это не нравится, и оно пытается вырваться.
— Аминь, аминь, аминь, — заканчивает, три раза кланяясь, основную часть молитвы женщина.
Она забирает у третьей женщины кружку с пивом и, приговаривая молитву, поливает им траву у полотенца.
— Аминь, аминь, аминь, — снова произносит она.
![](https://gdb.rferl.org/3F0ACF95-D508-4713-9062-82F52E822E03.jpg)
Женщины забирают полотенце с лепешкой и уходят к ручью, чтобы отпустить хлеб по течению. Один из мужчин в это время гладит бычка по голове.
По возвращении женщин, ужчины с большим усилием валят бычка на землю — он сопротивляется. Самый молодой мужчина — ему около сорока — бежит к пеньку с ножами и топором. Хватает нож и возвращается, передавая его участнику ритуала. Они держат бычка. Мужчина с ножом замахивается, и нож впивается в шею животного. Оно воет, трава становится красной от алой крови.
Трое мужчин остаются на поляне и разделывают тушу. Чувашские религиозные предписания запрещают показывать ритуал заклания животных детям, молодым женщинам и девушкам, поэтому животных забивают в особых, закрытых деревьями местах.
![](https://gdb.rferl.org/B85DB910-9760-4C6C-B501-19B582E0342D.jpg)
На этом моление не заканчивается. Мужчины должны снять с животного кожу, мясо, отрезать ноги и голову. Голова и связанные вместе ноги используются во второй части моления, а внутренности и кожа — закапываются в специально отведенном для этого месте.
Через час разделки туши от бычка остается только голова и четыре ноги, связанные вместе. За рога мужчины крепят веревку, к ней привязывают ноги. Ухватив все это за веревку, они несут остатки к дубу, что прямо у ручья. Там уже стоит лестница. Один из мужчин поднимается по ней и за ветку крепит конструкцию. После каждому присутствующему дают отпить немного пива из кружки. Основная часть обряда завершена.
![icon muted](https://docs.rferl.org/Infographics/2017/2017_11/2017_11_ChuvashPrayers/images/VolumeOff.png)
Обычно чуваши во время полевого моления не режут бычка — обходятся чем-нибудь вроде гуся или барана. Само моление традиционно проходит в конце июня. Чуваши во время этой молитвы просят своего бога о здоровье, благодарят за то, что удалось все посадить, просят, чтобы урожай был удачным, чтобы народ жил дружно и везде был мир.
Когда каша с мясом сварится, чуваши раздадут ее гостям, которые к этому времени уже соберутся. На соседнем холме пройдет основной праздник, где установят сцену для чувашских коллективов со всего Поволжья. В это время устраивается большое моление — благодарность за еду.
СТРУКТУРА МИРА В СОЗНАНИИ ЧУВАШ
Чуваши верят, что мир создан богом Турă, но не помнят, как именно — слишком давно это было. Согласно преданию, на Земле сначала был только один язык и одна вера, но потом бог создал 77 разных народов, 77 языков и 77 религий. Им достались чувашские язык и вера.
Мир в представлении чуваш — это квадрат, окруженный морем. Каждый час море съедает часть берега, постоянно подкрадываясь к дереву. Дерево стоит посередине квадрата суши. Оно и четыре столба (золотой, серебряный, медный и каменный) по углам мира держат небосвод и соединяют все миры между собой — верхний, наш и нижний. На вершине столбов — гнезда, в них по три яйца, в которых утки. По углам мира стоят богатыри, они охраняют людей от всех бед и несчастий.
Нажмите на цифры на изображении, они кликабельны
![](https://docs.rferl.org/Infographics/2017/2017_11/2017_11_ChuvashPrayers/images/World.jpg)
Верхний мир (обитают боги, им предстоящие пирӗшти (ангелы) и добрые силы)
Светлый мир (обитает все живое, человек и растения)
Тот мир (территория Шайтана, Сехметя и всех злых сил)
В одном из верхних ярусов живет бог пирешти Кебе, его главная задача — передавать молитвы людей богу. Чуть ниже него находится Солнце, потом Луна.
В верхнем мире живет верховный бог Турă. Он может метать молнии, создавать гром и дождь. Вместе с ним в верхнем мире живут души святых и неродившихся детей. Когда человек умирает, его душа по радуге поднимается вверх. Если человек был грешен, то по узкому мосту его душа попадает в нижний мир — ад. В аду девять котлов, где варятся души умерших грешников. Слуги дьявола — бога подземелья — поддерживают огонь в котлах.
Чуваши живут в самом середине мира — у главного дерева. Однажды, верят они, море подойдет к самому дереву, и тогда мира не станет. Бог создаст новый.
"УЧУК"
Около 9 утра на соседнем холме возводят первые шатры. Через час там начнется фестиваль "Учук". Недалеко уже репетируют первые коллективы — все в национальных костюмах. Одни приехали из Чувашии, другие — из соседних регионов Поволжья. Возвели сцену, поставили скамейки, установили палатки с едой — жарят шашлык.
![](https://gdb.rferl.org/5F5ABCA9-23E7-49AC-84AD-C410A3D0AF4D.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/1A6C3940-ACB2-4CBB-AD9D-E5C18E7F8E49.jpg)
Этот праздник не такой, как моление на первом холме. Он больше похож на сабантуй или день города в провинции — дешевые игрушки, запах жареного мяса и палатки с народным творчеством.
Для жителей Старого Суркина фестиваль очень важен, он помогает им открыто проводить у себя в деревне моление.
— В советское время скрытно бабушки приходили и делали моление. А с 90-х годов открыто, в виде фестиваля, — рассказывает Галина Бикбова. — К нам [Айрат] Хайруллин (мэр Альметьевска и глава района — ред.) сам приезжает. Мы в Челябинск, Екатеринбург выезжали с этим обрядом, показывали. Там чувашские центры есть. Целый парк был народу, каши не хватило! Специально автобус нам дают. Нас очень поддерживает "Татнефть", "Альметьевнефть". Они вообще у нас очень хорошие друзья, они всегда помогают! Но есть те, кто палки в колеса вставляют, обычно православные. Но их не так много.
Жители Старого Суркина уверены, что еще много лет смогут проводить свой фестиваль и моления на родной земле. Единственного, чего они боятся, что их дети уже не захотят чтить память предков и верховного бога Турă.
![](https://gdb.rferl.org/A20F5CE4-4B65-46D4-A2C0-739B294BAD91.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/551F46FB-7D46-4AC9-9723-FAC042B2E70B.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/78A8C95A-E016-4FF8-A2EB-75DE7AE8C3D3.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/032DA9BB-6C22-4638-9FA4-8D6977B3A3A0.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/3A705AC3-97FC-4BF5-A3F7-2A561814EBF5.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/EAE3E5F7-7564-42CF-BFCC-07C6FE90EE7C.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/B5E64F52-1196-4868-88DA-6DB8439337BB.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/D13F86DA-0F46-41F4-A8D3-D9E546F9460B.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/0A782655-7749-4F43-8240-8837C046E040.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/E1BEA588-776C-465B-B352-590A4D421F0A.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/A7DBDC51-3214-4B5A-A01D-51AD1E99D763.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/AAA56E02-F3F8-4981-AAAB-9168C439F0C8.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/3F0ACF95-D508-4713-9062-82F52E822E03.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/B2EB2158-D2E0-4385-B37B-8222C0D2914E.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/6C12D41F-ECE0-4841-A726-BEF5EAA459DE.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/03473657-F1BE-4674-8488-4B3386994423.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/885E079E-BAA0-4881-9B2A-55C3CAF0AC8B.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/D90F0EF0-4710-488D-BE24-DA8FFBD9FA7C.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/8AC5011B-D32F-43D8-888C-BBB60D802488.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/06C975F6-3F66-40F6-876D-0946E5E7057F.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/E6D7A263-2795-47DD-BC86-5A15FA640E05.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/B8ED537F-06CF-48CD-94AF-188D8C48AF13.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/54B48713-FBE7-4906-A483-3931E0B1AD3E.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/A20F5CE4-4B65-46D4-A2C0-739B294BAD91.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/AB59E365-0E7F-46DA-AA4D-C9168233F446.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/19A0FCFE-DDBC-430E-9460-5DE7570ACE54.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/8D21FF98-A400-4A22-B9C6-63D24D2A33DF.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/46875FA8-F529-4F98-B72E-67FC5EF08A96.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/B76C4B73-E5F6-43B3-BC32-A790302EA699.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/3C9E0A8E-3933-4FEE-9E6B-4DD67F7E65E2.jpg)
![](https://gdb.rferl.org/1EEBF998-7A22-4B97-9DCD-1B8ACDA12C38.jpg)