Ссылки

Новость часа

"Украина стала заложницей предвыборной кампании в США". Как американские санкции отразятся на Украине


Глава офиса президента Украины Андрей Ермак заявил, что призовет к ответственности всех, кто вмешивался в выборы президента США в Украине. Ранее США ввели санкции в отношении нескольких украинских чиновников и СМИ за вмешательство в избирательный процесс.

Кандидат политических наук и член правления Совета по внешней политике "Украинская призма" Ана Шелест рассказала Настоящему Времени о том, почему США ввели санкции, как импичмент президента США может отразиться на Украине, какую роль сыграл скандал с сыном Джо Байдена в избирательной кампании и каким может быть президентство Байдена.

Шелест: "Украина стала заложницей предвыборной кампании в США"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:56 0:00

— Надо сказать, что это касается конкретно людей, которые буквально несколько дней назад были помещены в санкционный список США, так называемая группа Деркача. Это и бывшие дипломаты, и нынешние члены парламента, и люди, которые стоят за несколькими интернет-ресурсами, – семь украинских граждан, которых Соединенные Штаты обвинили в том, что они вмешивались в выборы 2020 года. Сам Андрей Деркач, тоже народный депутат, был помещен в этот список еще перед Новым годом.

Здесь необходимо отметить, что вмешательство было связано с тем, что Андрей Деркач опубликовал пленки – записи разговора Байдена и президента Порошенко. После этого началась достаточно серьезная антиамериканская кампания в Украине и достаточно неприятные скандалы как внутри Украины, так и то, что пытались использовать внутри Соединенных Штатов Америки, – всю эту информацию, очень часто искаженную и вытянутую из контекста, если можно так сказать, для того чтобы влиять на информационное поле, особенно на социальные сети.

Соответственно, как мы видим, с одной стороны, это кто-то мог бы расценить просто как информационную кампанию, но расследование, которое велось с октября, заставило американские власти не просто наложить санкции, а еще и прописать достаточно интересную формулировку, назвав всех этих семерых украинских граждан "российскими агентами".

— Первая попытка импичмента Трампа была очень тесно связана с его телефонным разговором с президентом Украины Владимиром Зеленским. Демократы позже пытались доказать, что президент США оказывал давление на украинские власти с целью вынудить их найти компромат на сына Джозефа Байдена. Но Конгресс год назад, как известно, эти обвинения не утвердил. Как сейчас расценивают в Киеве вторую попытку отстранить президента Трампа?

— Украина сделала определенные выводы из первой процедуры, потому что тогда Украина фактически стала заложницей той политической предвыборной кампании, которая шла в США, и антиукраинские настроения очень сильно возросли в Соединенных Штатах, что, естественно, было не в интересах Украины. Когда мы говорим об Украине, мы говорим все-таки об официальной стороне: Министерство иностранных дел, офис президента, сам президент. Соответственно, сейчас Украина воздерживается от каких-либо комментариев, кроме короткого ответа 6 января, когда все лидеры европейских государств, естественно, осудили агрессию и захват Капитолия, но [не дали] никаких комментариев в отношении импичмента и попыток снять президента Трампа.

Мы прекрасно понимаем, что Украина зависит от двухпартийной поддержки как Республиканской, так и Демократической партий, и мы прекрасно понимаем, что после инаугурации нового президента две партии найдут общий язык по самым важным для них вопросам, а от Украины может остаться негативный осадок, если будут не очень корректные заявления на официальном уровне.

— Как вы можете оценить американскую политику по отношению к Украине за время президентства Трампа?

— Она была достаточно неожиданной, давайте говорить откровенно, и она была неравномерной. С одной стороны, очень четко надо разделять позицию самого президента Трампа и то, что делалось его администрацией, то, что делалось отдельными департаментами, в первую очередь Госдепом и Министерством обороны, плюс отдельно, естественно, Конгресс. Украина, к счастью, имела полную поддержку законодательной ветви власти. Это показали и очень жесткие санкции, которые накладывались, и выделение военной помощи, и другой экономической помощи. Также на уровне Госдепа и Министерства обороны с каждым годом только росла поддержка.

Что же касается президента Трампа, то он был в своей традиционной манере, я бы так это сказала. Его встречи с Владимиром Путиным и отдельные заявления в отношении России были, конечно, пугающими с украинской точки зрения. Но, с другой стороны, именно этот президент подписал необходимые документы для того, чтобы Соединенные Штаты могли продавать Украине летальное вооружение, в первую очередь мы говорим о "Джавелин", так же, как и при нем были приняты решения о передаче Украине катеров "Айленд" и об увеличении военной помощи.

Поэтому, с одной стороны, нам удалось удержать поддержку, даже усилить ее. С другой стороны, это постоянное нервирование и неоднозначность в отношении самого президента – давайте не забывать, что не только сам телефонный разговор стал причиной первого импичмента, а тот факт, что Дональд Трамп не подписал, а фактически заморозил военную помощь Украине на время этих разговоров, то есть пытался надавить, как считали демократы, на украинскую сторону. Подобные инциденты – это, конечно, то, чего Украине хотелось бы избежать в следующие четыре года.

— Насколько сейчас украинцам – и простым жителям Украины, и политической элите – интересно то, что происходит в США? Насколько активно за этим следят люди?

— Знаете, очень активно следят. И тут, в Украине, даже ходили такие карикатуры, мемы по социальным сетям, что украинцы в селах больше следят за каждым американским штатом и маленьким городком во время выборов, чем за своими собственными выборами местного уровня, которые проходили буквально за неделю до американских. И действительно, кажется, что в местной прессе обсуждали, как будет голосовать Мичиган или Пенсильвания, хватит ли Байдену необходимых голосов, намного больше, чем обсуждали выборы мера Днепропетровска или Одессы.

На политическом уровне, понятное дело, что официально позиция достаточно сдержанная. С другой стороны, я знаю, что все очень четко отслеживают то, что происходит, какие это будет иметь последствия и на внутриполитическую ситуацию в США. И все прекрасно понимают, что любой кризис внутри США будет иметь последствия и для Европы, и для Украины, потому что на сегодня Байдену придется больше заниматься внутренними вопросами, чем внешней политикой, он будет больше там сосредоточен.

И те беспорядки, которые происходили, конечно, дают аргументы тем политикам, которые антиамериканские, антизападные, пророссийские. Очень много манипуляций сейчас слышно по поводу того, что были эти протесты, и по поводу запрета твиттера. Соответственно, к сожалению, этот подрыв американского имиджа, он тоже еще аукнется. Я думаю, что эффекты будут достаточно долгоиграющие.

— Если вернуться к этому санкционному списку, о котором мы говорили в начале нашей беседы, какие, на ваш взгляд, будут последствия у этого списка?

— Это достаточно интересно, потому что впервые для нынешней украинской администрации действующий член команды, причем достаточно активный, не последний человек в партии "Слуга народа", тоже оказался в этом списке, одиозный господин Дубинский. И сейчас фактически офис президента стоит перед дилеммой: "А что же делать?" Первые заявления были, что должна решать фракция, что он представитель парламента, поэтому там должны принять решение, как реагировать на эти санкции, что Зеленский не будет делать заявлений, что, естественно, было определенной игрой, попыткой спрятаться за фракцию, попыткой не принять на себя ответственность за решение.

Давайте не [будем] забывать, что Александр Дубинский не просто медиаперсона, он и глава киевской областной организации "Слуги народа", и достаточно активный и видный член партии. Поэтому сейчас где-то такая сложная ситуация, если можно сказать, как для партии, так и для президента. Не отреагировать на это будет невозможно – заявления очень четкие. Обвинения не в коррупции, даже не в отмывании денег, а в том, что эти люди являются российскими агентами. С другой стороны, конечно, против своих идти намного сложнее, и, как мы видим, пока пытаются пройти между капелек дождя.

XS
SM
MD
LG