Ссылки

Новость часа

"Мы пришли в красную зону". В Украине резко выросло количество пациентов с коронавирусной инфекцией


В Украине растет количество пациентов с коронавирусной инфекцией, а в больницах резко сокращается количество мест. В интернете было опубликовано видео из инфекционного отделения харьковской больницы – люди с пневмонией лежат в коридоре без надзора. Как пишет автор видео Яна Колпакова, в туалет ходят в палаты к другим больным. Из освещения в коридоре есть одна лампа, и для того чтобы медсестра поставила капельницу, больной подсвечивает руку мобильным телефоном.

При этом губернатор Харьковской области Алексей Кучер сообщил, что в регионе не будет остановлен общественный транспорт, как того требует Минздрав, будут работать кафе и торгово-развлекательные центры. В Харьковской области будут закрыты только кинотеатры и спортзалы. Но не в самом Харькове.

Губернатор Харьковской области Алексей Кучер и Владимир Курпита, врач-инфекционист и бывший глава Центра общественного здоровья Минздрава Украины, рассказали Настоящему Времени о ситуации с коронавирусом в Украине.

О ситуации с коронавирусом в Украине
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:13:03 0:00

– Владимир, ситуация в Украине уже ужасающая?

Курпита: Ситуация похожа на ситуацию в большинстве европейских стран, в частности, наши соседи поляки регистрируют больше случаев, но проблема Украины заключается в том, что мы действительно регистрируем только тех больных, которые обращаются за медицинской помощью. Активного надзора за контактными больными не происходит. И это на фоне коллапсирующей системы здравоохранения, которую вы уже показали в своем сюжете.

– Алексей, Харьковская область – лидер в стране по приросту заболевших. При этом вы говорите, что не будете ограничивать работу общественного транспорта. Вы же говорили о том, что в общественном транспорте больше всего распространяется вирус. Не ограничиваете работу школ, кафе, торгово-развлекательных центров и так далее. Почему?

Мы пришли в красную зону


Кучер: Да, действительно, в последнее время Харьковская область является лидером по количеству заболевших. При этом, если мы посмотрим на инцидентность, а именно благодаря пересечению этой точки в негативном смысле, мы пришли в красную зону. Переходим мы, правильно сказать, с 19-го числа. При этом школы и все учебные заведения мы в принудительном порядке отправляем на каникулы до 30-го числа.

Что касается остановки транспорта, а также мест общественного питания – мы их не закрываем. Транспорт очень связан с жизнедеятельностью города. После того как мы вводили достаточно жесткий карантин, получили большой минус в бюджет – это свыше 300 млн гривен. Этот секвестр мы были вынуждены провести на ближайшей сессии. На сегодняшний день бизнес не готов останавливаться – это будет сумасшедшее падение.

Почему такое решение было принято? Оно принято на неделю – с 19-го по 26-е число мы посмотрим, как люди сейчас будут реагировать на эту критическую ситуацию. Я выставил сегодня это видео со своей страницы, чтобы все увидели, что происходит. В Харькове до определенного времени не верили в существование этой болезни, и в этом есть большая проблема, и именно поэтому мы сейчас демонстрируем такую негативную динамику.

В Харькове до определенного времени не верили в существование этой болезни

– Вы говорите, что большие убытки бюджету – именно поэтому вы не останавливаете транспорт. Убытки в 300 млн гривен – это около 105 тысяч долларов. Честно говоря, для огромной области, в которой есть такие олигархи, как, например, Александр Ярославский, который публично декларирует о том, что он готов помогать, не такие уж большие деньги. Получается, что эта дырка в бюджете в 105 тысяч долларов перевешивает?

Кучер: Вы, наверное, немножко неправильно посчитали. Это не может быть 105 тысячами долларов. Там 350 млн [гривен] примерно у нас.

– В любом случае деньги перевешивают?

Кучер: Нет, вопрос не в том, что деньги перевешивают. Я же поступаю таким образом в рамках закона. У нас внесены определенные изменения, в том числе красная зона имеет определенные градации. У нас в красную зону по Украине внесены с понедельника свыше 60 населенных пунктов. В каждом населенном пункте своя ситуация имеется.

Так вот необходимо сказать, что при всем при том, что мы демонстрируем такое огромное количество людей, по уровню заболеваемости у нас показатели ниже, чем в других областях и регионах. Поэтому, собственно, пока мы допускаем возможность посмотреть на динамику. Я же и говорю, что у нас есть неделя. Мы договорились и с министром образования, и со всей государственной комиссией, которая заседала, что если мы не выкарабкаемся за эту неделю, тогда мы будем принимать уже более жесткие меры.

Скорее всего, я еще раз обращаюсь к людям, которые нас смотрят, если мы не сможем мобилизоваться все вместе, нам нужно будет останавливать действительно все.


– Владимир, как вы оцениваете такую позицию Алексея?

Курпита: Я думаю, основная проблема связана с коммуникационной кампанией, которую проводит правительство. Действительно, в июле месяце было принято первое постановление, которое определяло цветовые уровни безопасности. За это время правительство внесло шесть раз изменения в это постановление. И последнее, на основании которого и Харьков, и ряд других областных центров внесены в красную зону, было принято 13 октября. Я думаю, есть определенный элемент недоверия таким частым изменениям, хотя, наверное, это обоснованно. Более того, это недоверие усиливается на фоне приближающихся местных выборов, поэтому часть мэров городов связывает введение этих новых изменений в постановление правительства именно с проведением местных выборов.

– Алексей, я сегодня смотрела вашу перепалку с чиновником – с первым вице-мэром Харькова, – где вы, мне показалось, говорите о том, что "нет, я больше добивался в Киеве, чтобы не останавливать транспорт". Притом что карантинные меры в Украине не пользуются популярностью у обывателя. Мне показалось, что это заигрывание с электоратом. Так ли это на самом деле?

Кучер: Не совсем так. Я не совсем понял, о какой перепалке вы говорите, потому что вчера у нас была сессия облсовета и у меня была перепалка на почве коронавируса с замглавы [Харьковского облсовета].

Если я спасу остановкой транспорта хотя бы одну жизнь, я это сделаю, поверьте

– Я имею в виду заочную перепалку вашу с Игорем Тереховым.

Кучер: Нет, мы точно друг другу ничего не доказывали. Вы знаете, у меня есть претензия к тому, что у нас горожане благодаря тому, что местная власть вела себя таким образом, демонстрируя отсутствие коронавируса, что все люди вокруг в это до определенного времени верили. Но сейчас все видят, что ситуация совершенно другая. И я это делаю не потому, что есть выборы.

Более того, я вам скажу, что я сейчас – единственное лицо, которое все ключевые решения на месте принимает. И несмотря на то, что у меня избирательная [предвыборная] кампания, я вынужден находиться на рабочем месте и принимать на себя ряд важных решений в борьбе с коронавирусом. Поэтому я четко понимаю, что происходит, почему я это делаю. И если я спасу остановкой транспорта хотя бы одну жизнь, я это сделаю, поверьте.

– Владимир, а если Алексей остановит транспорт сейчас, а не через неделю, он спасет хотя бы одну жизнь?

Курпита: Введение ограничительных мероприятий на данный момент является одним из ключевых факторов по приостановлению развития эпидемии не только в Украине, но и во всем мире. Поэтому чем раньше такие ограничения будут введены, тем быстрее можно будет их остановить в дальнейшем. Я думаю, что да, спасет.

– Алексей, вы услышали мнение профессионального врача-инфекциониста. По поводу той конкретной больницы, которую вы видели в Купинском районе, когда просто в коридорах люди лежат с пневмониями в ужасном состоянии. Когда только начиналась пандемия, мы говорили с вами в эфире – и вы говорили, что в регионе в общем-то все в порядке с больницами. Что пошло не так? Почему сейчас в Купинском районе такое состояние больницы?

Кучер: Я еще раз подтверждаю, что у нас все в порядке с больницами настолько, насколько может быть в наше время в нашем государстве в порядке с больницами. Вчера это тоже было предметом ссоры с депутатом облсовета, которые там пять лет ничего не могли сделать, а теперь мне, человеку, который сейчас отремонтировал больше, чем они за все это время, предъявляют еще претензии.

У нас сейчас развернуто количество коек по сравнению со всей Украиной порядка трех тысяч под COVID. Мы с Днепропетровской областью находимся в лидерах. И это та работа, которую мы сделали.

Сейчас в больнице местная власть начала еще и ремонт, поэтому такая проблема там сейчас имеется. Мой профильный заместитель сегодня был в Министерстве охраны здоровья – я его туда отправил для решения ключевых вопросов, связанных с COVID, и завтра он будет здесь, завтра он едет в купинскую больницу для того, чтобы урегулировать этот вопрос.

– То есть виноваты предшественники? Вы на них перекладываете ответственность за такое состояние купинской больницы, в которой люди с пневмониями лежат в коридорах?

Кучер: Нет, это я запустил коронавирус, и я довел больницу до такого состояния. При всем при том, что у нас наибольшее количество коек, сейчас я не пускаю людей на эти койки. Вы можете так рассуждать?

– Это была ирония. Владимир, насколько я понимаю, ситуация в купинской больнице – это не единичный случай. По вашим оценкам, почему украинская система здравоохранения оказалась в такой ситуации?

Курпита: Потому что были неправильно поставлены приоритеты, в частности, в Харьковской области определены [под COVID] 17 больниц, и, действительно, я могу согласиться с губернатором, что количество коек достаточное, однако на условия, в которых находятся эти койки, наверное, не обращали внимание. При этом фонд, который был выделен правительством для борьбы с COVID, был распределен неодинаково, и большие средства ушли абсолютно не в систему здравоохранения, а в другие государственные сферы, которые, возможно, важны и нужны для государства в целом, но с точки зрения здравоохранения и охраны здоровья граждан абсолютно не способствовали этому.

Фактически правительство провалило те мероприятия, которые они должны были внедрить начиная с начала пандемии и особенно после принятия тех мероприятий, которые были в постановлении от июля 2020 года.

– Как-то можно сейчас срочно изменить ситуацию?

Курпита: Консолидация совместных усилий. Тут, наверное, не нужно ругаться, а привлекать все возможные средства и местной власти, и национального уровня. Я думаю, что есть смысл пересмотра этих требований по ковидным больницам, особенно в тех регионах, которые имеют высокие уровни заражения, для того чтобы обеспечить доступ пациентов к помощи.

Второе – это коммуникации. Население на самом деле очень обеспокоено и встревожено, испугано ситуацией, которая происходит, поэтому достаточно много непрофильных госпитализаций происходит, когда люди могут получать помощь именно на дому.

XS
SM
MD
LG