Ссылки

Новость часа

"Новгородское дело" 16 лет спустя: жену главреда "Новой газеты. Европа" Антонину Мартынову потребовали приговорить к 10 годам


Антонина Мартынова в Новгородском областном суде 16 апреля 2024 года. Фото: "Медиазона"
Антонина Мартынова в Новгородском областном суде 16 апреля 2024 года. Фото: "Медиазона"

Прокурор Николай Жуков потребовал приговорить к 10 годам колонии общего режима Антонину Мартынову, жену главного редактора "Новой газеты. Европа" Кирилла Мартынова, по делу о покушении на убийство двухлетней Алисы, дочери Мартыновой от первого брака.

Описываемые в уголовном деле события произошли 26 февраля 2007 года в Великом Новгороде. По версии следствия, Мартынова сбросила дочь в лестничный пролет многоэтажки, чтобы убить девочку, так как та "могла стать препятствием для устройства ее личной жизни". По версии самой Мартыновой, произошел несчастный случай: Алиса упала в пролет случайно. Ребенок получил травмы средней тяжести: сотрясение мозга, ушибы, три выбитых зуба и сломанную нижнюю челюсть.

Присяжные признали Антонину Мартынову виновной 24 июля 2008 года. Но на вынесение приговора она не пришла, скрывшись вместе с дочкой. Ее объявили в розыск, но нашли только спустя 16 лет – вместе с дочерью Алисой, которой уже 19 лет.

Рассказываем, что говорили в суде девушка и ее мать Антонина Мартынова, почему "Новгородское дело" было таким резонансным и что известно о событиях 16-летней давности.

"Новгородское дело": в чем обвиняли и как защищали Антонину Мартынову

Процесс по делу Антонины Мартыновой (на момент событий 2007 года – Федоровой), которая сначала была гражданской женой, а во время следствия вышла замуж за Кирилла Мартынова, получил название "Новгородского дела" и подробно освещался как в СМИ, так и на популярной тогда блог-платформе "Живой журнал".

В момент случившегося с Алисой в июне 2007 года девочке было около двух лет, и она сама не могла давать показания. Ее матери Антонине Мартыновой было 20 лет. Она сначала была свидетельницей, а через несколько месяцев превратилась в обвиняемую и некоторое время провела в СИЗО, но после общественного резонанса ее отпустили под подписку о невыезде. Следователи по делу позже рассказывали в интервью "Комсомольской правде", что основным доказательством были показания 11-летнего мальчика Егора Кудрова, который сообщил, что видел как "девочка скинула девочку". По версии следователей, Кирилл Мартынов, на тот момент доцент в Высшей школе экономики, якобы обещал Мартыновой увезти ее в Москву и помочь поступить в МГУ, "и несчастный случай с дочкой для Антонины был бы выходом".

При этом, как напоминает "Медиазона", показания мальчика менялись по ходу процесса: сначала он говорил, что Антонина просунула девочку через прутья ограждения, а потом – что подняла над ограждением и бросила в лестничный пролет.

Сам Кирилл Мартынов и свидетели защиты настаивали в суде, что семья была благополучной, он помогал Антонине финансово, чтобы она могла растить девочку. Мартынова говорила в суде, что ребенок просто выбежал из квартиры, она пыталась поймать Алису, но не смогла, и та свалилась в лестничный проем.

Анастасия и Кирилл Мартыновы с Алисой, архивное фото
Анастасия и Кирилл Мартыновы с Алисой, архивное фото

Пользователи ЖЖ в десятках постов реконструировали события 26 февраля 2007 года, ставили под сомнение показания мальчика и анализировали личность Мартыновой, предлагали альтернативные обеим версиям варианты развития событий. Пока шло следствие, Кирилл и Антонина официально поженились. В защиту Мартыновой выступили многие публичные лица разных политических убеждений, в том числе националист и будущий пропагандист войны Егор Холмогоров, политтехнолог и член "Единой России" Алексей Чадаев, адвокат Анатолий Кучерена, тогдашний депутат Госдумы Евгений Ройзман. К делу привлекли внимание Общественной палаты.

16 лет в федеральном розыске

Присяжные признали Антонину Мартынову виновной в покушении на убийство. На оглашение приговора она не пришла – скрылась вместе с дочерью. Кирилл Мартынов настаивал, что ничего не знает об обстоятельствах исчезновения жены, кроме того, что она пропала в ночь на 27 июля 2008 года. Впоследствии, до того как стать сначала редактором "Новой газеты", а потом главным редактором "Новой газеты. Европа", Кирилл Мартынов поучаствовал в нескольких связанных с Кремлем и "Единой Россией" проектах: был сотрудником "Фонда эффективной политики" Глеба Павловского, работал пресс-секретарем Росмолодежи.

Об Антонине Мартыновой не было слышно ничего в течение 16 лет. СМИ, казалось, тоже забыли об этом кейсе. Только в 2023 году, после начала полномасштабной войны России в Украине и эмиграции многих независимых журналистов, на телеканале НТВ вышла в эфир программа "ЧП", в которой утверждалось о возобновлении проверки МВД в отношении Кирилла Мартынова – якобы, по версии властей, он подговорил жену избавиться от ребенка. Из этого же выпуска следовало, что единственного свидетеля Егора Кудрова нет в живых – молодой человек умер от передозировки наркотиков.

Программа вышла в июне 2023 года, а в апреле 2024-го власти сообщили о задержании Антонины Мартыновой в Ставрополе. Ее отвезли в Великий Новгород, где 16 апреля 2024 года возобновился процесс по "Новгородскому делу".

На заседании присутствовала и Алиса Федорова – дочь Мартыновой, в покушении на которую ее обвиняют. Девушке сейчас 19 лет. Отвечая на вопросы судьи Алексея Становского, она рассказала, что всю жизнь думала, что ее зовут Мария, а свое настоящее имя – Алиса Павловна Федорова – узнала лишь после задержания матери. Тогда же она впервые увидела свое свидетельство о рождении, а паспорта у девушки нет. По словам Алисы Федоровой, она училась дома и не имеет никаких документов об образовании, назвать свой адрес в Ставрополе девушка также не смогла.

Адвокат Алисы Федоровой и она сама просили начать рассмотрение дела заново, так как 16 лет назад она не давала показаний, но судья отказал в этом ходатайстве и заявил, что показания можно дать и после вердикта присяжных.

Что Алиса Федорова рассказала в суде

На заседании в четверг, второго мая, 19-летняя Алиса рассказала, что не знала своего настоящего имени и даты рождения до весны 2024 года и никогда не видела своих документов: "Не было необходимости". При этом девушка ни ребенком, ни по мере взросления не чувствовала, что что-то не так с ней или ее матерью: Антонина не ограничивала ее общение с другими детьми и не прятала ее от людей. Девочка даже ездила в детские лагеря, однако не знает, требовались ли там документы и какие, и как мать решала этот вопрос.

Алиса рассказала, что бывала в разных поездках: "Мы посещали музеи в Москве и театр", – цитирует девушку "Медиазона".

Отвечая на вопросы прокурора и адвокатов, Алиса сообщает, что ей лечили зубы у стоматолога, а в больницы или поликлиники она не попадала – "удалось отделаться простудой", которую лечили дома.

Что касается учебы, то училась Алиса Федорова онлайн, занимаясь с разными репетиторами. Из экзаменов, которые ей приходилось сдавать, она вспомнила сертификат о владении английским языком. По словам Алисы, она занималась программированием и планирует поступить в вуз, оформив сначала паспорт и аттестат.

В ответ на вопросы участников процесса Алиса Федорова сообщила, что думает, что ее мать – писатель по профессии. Отношение матери к себе девушка описывает словами "забота" и "поддержка": "Мама оказывала мне много внимания, поддерживала меня. <...>. Очень заботливая. Мы дружили с ней".

Услышав требование прокурора приговорить мать к 10 годам, Алиса Федорова заплакала. "Это наказание будет для самой Алисы. Присяжные не дали шанса Алисе быть с мамой. И мать решилась на отчаянный шаг. Считает ли Алиса маму преступницей? Нет. Считает ли себя потерпевшей? Нет", – сказала в прениях ее представительница Мария Воропинова.

Приговор Антонине Мартыновой вынесут во вторник, 7 мая.

XS
SM
MD
LG