Ссылки

Новость часа

Как в оккупированном Мариуполе продают и покупают жилье: "Участвуют нечистые на руку нотариусы, продавец получает до 40% стоимости"


В соцсетях распространяются отрывки из российского документального фильма "Миллионы за руины", посвященного рынку недвижимости в оккупированном Россией украинском Мариуполе. Фильм вышел на ютуб-канале "Мирные", он рассказывает, как в оккупированном городе купить жилье, собственники которого либо погибли во время боевых действий, либо были вынуждены бежать от оккупации. Автор фильма – сотрудница российского государственного агентства РИА Новости Регина Орехова. В 2022 году она получила спецприз премии Союза журналистов России "Золотое перо".

Почему и кем жилье в Мариуполе было разрушено, в фильме не объясняется. Риелторы, которые фигурируют в видео, уклончиво говорят про "все эти события" или "боевые действия".

Мариуполь российские военные захватили весной 2022 года. По данным Верховного комиссара ООН, за два с половиной месяца непрекращающихся обстрелов в Мариуполе были разрушены до 90 процентов многоэтажек и до 60 процентов частных домов. Десятки тысяч жителей погибли или уехали из города.

Глава телерадиоорганизации "Мариупольское телевидение" Николай Осыченко рассказал Настоящему Времени о нескольких незаконных схемах, по которым в оккупированном Мариуполе можно продать или купить жилье. Сейчас Осыченко и его коллеги находятся на подконтрольной Украине территории, а "Мариупольское телевидение" приостановило эфирное вещание, но его сотрудники продолжают свою информационную деятельность.

Глава ТРО "Мариупольское телевидение" – о схемах продажи жилья в Мариуполе
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:07:30 0:00

Вы видели этот фильм про недвижимость в Мариуполе? Чья эта недвижимость, про которую риелторы в нем рассказывают?

– Я видел этот фильм несколько месяцев назад, как только он вышел.

Чья недвижимость? Недвижимость, конечно же, мариупольцев – это само собой. Тут больше вопрос, каким образом они ее продают и каким образом она к ним попадает в документальную собственность, если можно так выразиться. Дело все в том, что до сих пор еще не упорядочены реестры недвижимости в Мариуполе по новым российским законам. И именно этим активно пользуются риелторы, которые в том числе есть в этом видео.

Как они этим пользуются? Есть очень много людей, которые выехали из Мариуполя и, слава богу, выжили. Если у них осталось там хоть что-то целое, некоторые пытались вернуться назад. Их не пустили, их депортировали. Нашли тысячи причин, почему это можно сделать: за какие-то комментарии в социальных сетях, за какие-то старые лайки. Людей депортируют назад в Европу.

Потом этим людям могут написать: кто-то из их знакомых или еще кто-то, или просто пишут напрямую незнакомые люди. Говорят: "Смотрите, у нас есть вариант, по которому вы можете продать свое жилье". Все дело в том, что, не имея российского паспорта, вы не можете сейчас продать жилье на оккупированной территории, по их так называемым законам.

Какую схему предлагают людям? Продать жилье задним числом. То есть по документам якобы до начала полномасштабного вторжения России эти люди продали жилье какому-то там подставному лицу. В этой схеме участвуют, к сожалению, нечистые на руку нотариусы, которые, я так понимаю, находятся на территории Украины. Они оформляют какие-то бумаги. По этим бумагам недвижимость якобы была продана до полномасштабки. И уже потом эти риелторы через каких-то местных чиновников вносят это в новые российские базы.

Что касается продавца, он в лучшем случае получает до 40 процентов рыночной стоимости жилья на данном этапе. Основную прибыль получает именно риелтор. Сейчас это одна из самых золотых должностей.

Вы описали схему, при которой продавец все же существует. Видимо, он как-то участвует в механизме продажи. А есть ли случаи, когда продают жилье людей, которые погибли?

– Есть случаи продажи жилья людей, которые погибли. Там, если можно так выразиться, все просто для оккупанта. Жилье признается бесхозным, то есть на него никто не претендует, никто не показывает документы на собственность. Данное жилье переходит потом в муниципальную собственность оккупационную, а потом уже оно может куда-то распределиться. И потом оно почему-то оказывается выставленным на продажу.

То же самое происходит, допустим, с прибрежными поселками в Крыму – Ялта, Гурзуф – многие жители которых выехали весной 2022 года. Они пытались вернуться осенью 2023 года, но были массово депортированы. Их не пускали домой. И потом даже на оккупационных пабликах были выставлены целые списки домов в этих прибрежных поселках, которые были признаны бесхозными. То есть отжали самые жирные дома возле моря.

И теперь эти домики тоже будут продаваться, даже не столько россиянам: на такого рода домики претендуют жители Чечни. Мне запрещают называть их "чеченцами" мои друзья, которые воюют на нашей стороне. Они их называют только "кадыровцами".

Но тем не менее это так или иначе граждане России. А вам известно, как много квартир в Мариуполе пригодно для того, чтобы их продать? И кто их покупает?

– Немного – точно. Вопрос: кто покупает? В основном покупают граждане России, потому что у мариупольцев, как было сказано в этом пропагандистском видео, денег нет. Откуда у этих людей могут взяться деньги? Денег, конечно же, нет.

Вы ранее сказали, что, по данным верховного комиссара, столько-то процентов жилого фонда разрушено. Мы должны понимать, что ни одна официальная структура пока не может сообщить число погибших людей. А вот по числу погибших людей было бы более-менее понятно, сколько недвижимости "освободилось". По неофициальным данным, которые негласно подтвердили, это собственность около 120 тысяч мирных жителей.

Это оценки украинских властей, насколько я понимаю?

– Они ведь тоже не дают ни одной цифры погибших за весну 2022 года. Им невыгодно показывать цифры. Очень многих людей нет, многие люди выехали. Даже то жилье, что осталось там на данный момент более-менее целое, в нем ютятся мирные жители, которые остались жить там. Новое жилье им практически не выдают, ипотека для них недоступна.

И о чем умолчали в этом видео, очень интересный такой момент: правовая коллизия для России. Был разбитый дом, допустим, Нахимова, 82. Это шикарное место, тоже возле моря. Этот дом россияне снесли и начали строить на его месте что-то новое. Местные жители, которые остались жить там же, ждали, что им что-то выделят. Но им, конечно же, не выделили, дом строится в ипотеку. Но интереснейший момент: дом, который строится в ипотеку, зарегистрирован абсолютно по новому адресу. То есть те жильцы, которые претендовали бы на что-то, не могут этого сделать, потому что любой их иск в суд не будет иметь никакой силы, ведь адреса уже нет.

XS
SM
MD
LG