Ссылки

Новость часа

Протесты или попытка захвата власти? Главред журнала "Латинская Америка" о беспорядках в Бразилии


Сторонники Болсонару штурмуют президентский дворец, 8 января 2023 года
Сторонники Болсонару штурмуют президентский дворец, 8 января 2023 года

В столице Бразилии до конца месяца объявлен режим ЧС. В воскресенье более 400 сторонников бывшего президента страны Жаира Болсонару были арестованы в ходе разгона акций протеста, которые сопровождались погромами и штурмом зданий органов федеральной власти. Правоохранительные органы считают, что штурм зданий госвласти в Бразилиа был спланирован. Задержанным грозит до 12 лет тюрьмы.

Сторонники Болсонару считают результаты выборов, на которых, по официальным данным, победил с небольшим отрывом Луис Инасио Лула да Силва, сфальсифицированными. Болсонару получил тогда 49,2% голосов избирателей, а Лула да Силва – 50,8%.

Происходящее в Бразилии обсудили в эфире Настоящего Времени с Виктором Хейфецем, профессором, главным редактором журнала "Латинская Америка".

– Давайте для начала разберемся, почему так долго ждали? Почему протесты начались только спустя неделю после инаугурации?

Это жест отчаяния

– Это, скорее, вопрос к протестующим. В общем-то, я тоже удивился, потому что логичнее было бы в день инаугурации, были протесты, когда подводились итоги. У меня вообще сложилось впечатление, что это жест отчаяния. Тем более, что это было сделано уже после того, как власти объявили, что если подобные акции произойдут, то могут быть использованы федеральные силы, включая армию. После этого через какое-то количество часов они пошли на штурм. У них совершенно явно, сколько ни говорилось, нет единого координирующего центра, потому что ничего подобного в других городах страны не произошло, хотя в декабре акции были скоординированы.

– Поведение Болсонару, как и вообще вся эта ситуация с захватом правительственных зданий, очень сильно напоминает, конечно, ситуацию в США в январе 2021 года, когда после проигрыша Трампа был захват Капитолия. Кстати, самого Болсонару тоже называют бразильским Трампом. А в Бразилии все пошло по такому же сценарию?

В моей стране заблокировали

Настоящее Время

– Напоминать-то напоминает. Болсонару называют бразильским Трампом. Только Лула не бразильский Байден. И Бразилия – не полная копия США. Поэтому Болсонару несет значительную долю вины за подобное развитие событий, потому что он активно раскачивал ситуацию, он активно убеждал своих сторонников, что выборы сфальсифицированы. Он ведь на самом деле до конца и не признал победу Лулы. Он сказал: "Да, мы будем сотрудничать с новым правительством". Но нигде и никогда публично не произнес слова о том, что он признает итоги выборов.

И в итоге часть его сторонников по-прежнему убеждена, что выборы у них украли и что на выборах имел место обман. Доказательства: никто ни разу не доказал даже приблизительно. Более того, суд рассматривал иск и пришел к выводу, что это не соответствует действительности. Но Болсонару и в этой ситуации промолчал. Конечно, он раскачивал ситуацию активно.

– А чем протестующих не устраивает да Силва?

– Во-первых, надо вспомнить, что в предшествующие годы пребывания у власти коалиции во главе не конкретно Лулы, а Партии трудящихся, которую возглавлял Лула долгие годы, они ассоциируются со значительным размахом коррупции, не только связанной с Партией трудящихся, но и с ПТ прежде всего. И Лула получил в свое время не один президентский срок, потом отмененный Верховным судом. Вот у многих бразильцев Лула – один из символов коррупции, они ему не очень верят.

Страна раскололась ровно пополам

Надо понимать, что Лула сейчас на выборах побеждал не как в первые два срока, не как символ надежды, а как символ противостояния Болсонару. Потому что Болсонару достал многих бразильцев еще больше, чем Партия трудящихся, и они были готовы проголосовать за черта в ступе, лишь бы не за Болсонару. И даже при этом страна раскололась ровно пополам. Даже при этом Лула набрал больше половины голосов, но и Болсонару набрал чуть меньше. Болсонару получил на выборах на самом деле в миллионах голосов столько же, сколько он получил на прошлых выборах. Он не уменьшил число своих сторонников.

– А кто этот электорат Силвы и кто электорат Болсонару? Условно, города за Лулу, а деревня, например, за Болсонару? Или как это устроено?

– Нет, там немножко иначе делится. Там географически очень четко делится. Если мы посмотрим на карту Бразилии, то север и северо-восток Бразилии очень четко проголосовали, они окрашены в красный цвет, считается символом Партии трудящихся. И юг Бразилии очень четко окрашен в синий цвет, цвет сторонников Болсонару. В общем, юг – это более богатый и средний класс. Север, северо-запад – это более бедные районы. В Сан-Паулу, к примеру, где центр бразильской деловой активности, Болсонару и в первом, и во втором турах победил. Это очень показательно.

На самом деле, в Рио, в столице, федеральном округе, болсонаристов тоже больше, чем тех, кто проголосовал за Лулу. Но это в то же время не голосование по принципу "левый-правый", потому что за Лулу голосовали и многие правоцентристы, и, собственно, его вице-президент, его же бывший соперник на одних президентских выборах, он правоцентрист, вышедший из своей партии, вступивший незадолго в другую. А за Болсонару голосовали не только сторонники Болсонару, но и преимущественно в основном правые.

XS
SM
MD
LG