Ссылки

Новость часа

"ФСИН до последнего пытается скрывать смерти". Правозащитница – об "удобном диагнозе", который назвали причиной смерти Навального


Алексей Навальный участвует в судебном заседании по видеосвязи из колонии, май 2022 года
Алексей Навальный участвует в судебном заседании по видеосвязи из колонии, май 2022 года

Правозащитница Анна Каретникова много лет работала в Общественной наблюдательной комиссии Москвы, участники которой следили за соблюдением прав заключенных в СИЗО и колониях, и сотрудничала с "Мемориалом". Впоследствии Каретникова перешла на работу в Московское управление ФСИН, где стала ведущим аналитиком и до последнего пыталась работать внутри системы, однако в январе 2023 года ее отстранили от работы, а затем коллеги предупредили Каретникову, что ей небезопасно оставаться в России. Сейчас Анна Каретникова находится во Франции.

Когда в пятницу, 16 февраля, управление ФСИН по Ямало-Ненецкому автономному округу сообщило о смерти Алексея Навального в колонии ИК-3 в поселке Харп, а источники пропагандистского канала RT даже обнародовали диагноз – у политика якобы оторвался тромб, Каретникова написала пост о том, что это "удобный" для тюремной системы диагноз.

Что она имела в виду и почему удивлена столь стремительной готовностью публично назвать причину смерти политика, Анна Каретникова объяснила в эфире Настоящего Времени.

Анна Каретникова – об "удобном диагнозе", который назвали причиной смерти Навального
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:25 0:00

— Я имела в виду приблизительно то же самое, что говорил предыдущий спикер, [врач-реаниматолог]. Так называемая ТЭЛА, тромбоэмболия легочной артерии, – это что-то такое, на что можно списать любую внезапную необъяснимую смерть и чем можно всегда прикрыться врачу, сказав, что вчера он был здоров, а сегодня он умер. Что такое произошло, может быть, вы что-то не досмотрели? Нет, мы все досмотрели, но бывает такое, что оторвался тромб. И то же самое можно сказать при плохом оказании медицинской помощи: мол, мы лечили, мы старались, но тем не менее этот тромб оторвался.

Но удивительно то, что этот диагноз был пущен в эфире, пущен в массы буквально сразу. Потому что по тюремной практике до осуществления судебно-медицинской экспертизы, до вскрытия никто не произносит вслух, от чего человек умер. Это как бы такой закон: будь ты родственник, будь ты адвокат – но тебе до последнего будут говорить: "Мы ждем результатов вскрытия". А то, что он сразу появился, конечно, угнетает и настораживает.

— Насколько вообще правдоподобно, что так быстро появилось сообщение о летальном исходе? Ведь очень маленькая разница между временем фактической смерти, по информации ФСИН, и моментом, когда было опубликовано сообщение об этом.

— Это абсолютно неправдоподобно с учетом того, что ФСИН всегда до последнего пытается скрывать смерти. Пытается скрывать суициды, пытается скрывать передозы и любые эксцессы, которые произошли внутри. Ее основная задача – не выносить сор из избы. С чем связан вот этот эксцесс, что это стало так быстро известно, я предположить, честно говоря, не могу. Либо это все-таки решение политическое, а не внутриведомственное, которое я могла бы как-то объяснить. Но да, оно очень нестандартно, это было сделано очень оперативно.

— Два дня назад Навального отправили в ШИЗО в 27-й раз. Коллеги из проекта "Медиазона" собрали хронологию того, как постепенно подрывали здоровье Навального: начиная от отравления и его последствий и заканчивая этапом в поселок Харп. Я понимаю, что это звучит немного наивно, но вообще-то в УК РФ задокументировано, что осужденные имеют право на охрану здоровья. Поделитесь из своего опыта, как это выглядит на практике.

— Ох, ну право они имеют, конечно, но каким образом они это право должны осуществлять, каким образом оно претворяется в жизнь – это совершенно другая история. Понятно, что не хватает лекарств, что врачи недостаточно компетентны. Даже если они компетентны, у них мало возможности для оказания реальной медицинской помощи. И конечно, и осужденные, и следственно арестованные очень страдают.

— Какие шансы есть, что будет в таком случае проведена честная экспертиза, которая поможет установить реальные причины смерти, если этот факт подтвердится?

— Никаких. К сожалению, никаких. Я прошу прощения, что я это говорю. Тем более в отдаленном регионе, тем более экспертиза часто откладывается: иногда месяц, а то и больше приходится ждать ее результатов. Никаких иллюзий по этому поводу у меня, к сожалению, нет.

Правозащитница Асмик Новикова в комментарии "Важным историям" отметила, что другая распространенная причина смерти, которую называют родственникам заключенных, – это "сердечная недостаточность": "Самый всепоглощающий диагноз, на который многое можно списать, – это сердечная недостаточность, и обычно, если у человека, который был подвергнут пыткам, было хроническое заболевание, администрация колонии списывает на него". При этом Новикова назвала то, что делали в колонии с Навальным, "внесудебной казнью": "Каким образом медицинская служба пропустила развитие такой ситуации? Неоказание медпомощи, создание сложных условий содержания (политик находился в ШИЗО 300 дней), приведшие к смерти, с точки зрения международных стандартов ООН, – это внесудебная казнь".

Как отметил в комментарии "Новой газете" врач Александр Полупан, лечивший Навального после отравления в 2020 году, диагноз "тромбоэмболия", о котором заговорили пропагандистские источники, нельзя поставить без проведения вскрытия: "А то, как они описывают, что он почувствовал себя плохо, приехала скорая помощь, и они делают заключение, что оторвался тромб, – такой вывод можно сделать только по результатам вскрытия".

Даже если допустить, что диагноз верен, случившееся – результат бездействия или злоупотреблений властей, в частности, администрации ФСИН, отметил в беседе с Настоящим Временем другой врач-реаниматолог, Андрей Прокофьев: "Тромб образуется вследствие каких-то заболеваний. Каких именно? Явно это были заболевания, которые были в зоне ответственности администрации ФСИН и которые они прощелкали. Потому что сами по себе условия содержания, пыточные условия – они официально признаны таковыми международным сообществом – уже могут спровоцировать возникновение и последующий отрыв тромба".

Где сейчас находится тело Алексея Навального и проведено ли вскрытие, ФСИН по данным на 22:00 мск не сообщила. Близкие и соратники Навального пока не получили подтверждений его смерти, адвокат политика вылетел в заполярный поселок Харп.

"Новая газета" потребовала обнародовать видеозаписи с регистраторов сотрудников ФСИН, которые оказывали помощь Алексею Навальному, когда ему якобы стало плохо 16 февраля 2024 года. С 2018 года каждый сотрудник ФСИН России обязан носить неотключаемый видеорегистратор.

XS
SM
MD
LG