Сколько голосов на самом деле набрали Александр Лукашенко и Светлана Тихановская и почему протестующие белорусы не верят в официальные результаты выборов?
По официальным результатам ЦИКа, Лукашенко победил на президентских выборах в первом туре, набрав 80,1% голосов. Тихановская якобы набрала 10,12%.
По закону белорусский ЦИК не обязан выкладывать избирательные протоколы в открытый доступ. Поэтому задолго до выборов общественные инициативы, в частности платформа "Голос", "Зубр" и "Честные люди", призывали белорусских избирателей фотографировать и отправлять им свои бюллетени, что в Беларуси не запрещено законом. В итоге более миллиона белорусов подтвердили на платформе "Голос", что проголосовали за Тихановскую, – почти в два раза больше, чем по официальным результатам ЦИКа.
Активисты также просили присылать фотографии протоколов, которые на некоторых участках вывешивали в окнах, например.
Благодаря волонтерам в открытом доступе есть официальные протоколы с 1310 избирательных участков из 5767 по всей стране. А это почти 1,9 миллиона голосов или более 30% от всех белорусских избирателей. С этими данными работали активисты и аналитики.
Московский депутат, научный сотрудник физического факультета МГУ Максим Гонгальский вместе с группой волонтеров проанализировал 1,6 миллиона голосов из официальных протоколов. Он пришел к выводу, что Лукашенко набрал 58% голосов, а Тихановская – 28%. Но если отбросить результаты с участков с аномально высокой явкой, что может быть признаком фальсификации, считает Гонгальский, Лукашенко набрал 43%, а Тихановская – 45%.
"Даже если бы мы предположили, что никаких фальсификаций не было, то даже в официальных протоколах голосования у Лукашенко получается порядка 61%, а ЦИК озвучивает 80, – сказал один из создателей "Голоса" Павел Либер. – Когда мы берем участки, которые без фальсификаций, [...] там у Лукашенко получается около 30%. Тогда получается, что 30 и 80 уже нельзя добить вбросами, каруселями. Это значит, что ЦИК просто нарисовал какое-то число, при этом он даже не посмотрел в свои собственные протоколы. Они себя даже не утруждали".
О фальсификации выборов, например, говорят статистические аномалии, которые нашел профессор биостатистики Вадим Зипунников во время анализа официальных результатов предварительной явки, – по данным ЦИК, досрочно проголосовали 41,7% избирателей. Анализ Зипунникова показывает, во-первых, четкий тренд – чем выше на участке явка, тем меньше голосов у Тихановской и тем больше – у Лукашенко. На тех же участках, где явка низкая, большинство голосов у Тихановской.
Во-вторых, официальные результаты голосования показывают, что называется, струны участков в крупных городах, где и явка, и процент голосов за Лукашенко, и процент за Тихановскую одинаковы.
"Я смотрю на проблему со статистической точки зрения. Я могу сказать, что по сотням УИКов, которые присутствуют в Минске, получить такой результат – идентичный практически – статистически нереально", – добавил он.
О проблеме завышенной явки говорят многие аналитики – Сергей Шпилькин, например, подсчитал, что ее подняли как минимум в два раза.
"С одной стороны, явка создавалась прессингом властей, которые говорили, что в основной день из-за коронавируса все не успеют проголосовать. Во-вторых, на досрочном голосовании было ограниченное количество наблюдателей. Были созданы все условия для того, чтобы можно было вбрасывать бюллетени", – сказал Либер.
Выборы в Беларуси прошли с многочисленными нарушениями – активисты "Зубра" получили об этом почти 7 тысяч сообщений. Основные нарушения – недопуск аккредитованных наблюдателей, ограничение их прав и несовпадение количества проголосовавших с данными из протоколов. По данным "Голоса", фальсификации были обнаружены на 30% избирательных участков из тех, которые они анализировали.
Многие голоса, отданные за Тихановскую, ЦИК просто не засчитал. Только на 1310 участках, Тихановская набрала 471709 голосов. При этом по всей Беларуси ЦИК засчитал Тихановской 588619 голосов.
Более того, у активистов есть протоколы 59% избирательных участков Минска. Только на них Тихановская набрала больше голосов, чем ЦИК засчитал ей по городу в целом.
"Мы не можем сказать точно, сколько людей голосовало за Тихановскую. У нас не хватает для этого данных. Мы понимаем, что у нее отобрали огромное количество голосов в результате фальсификаций", – сказал Либер.
У волонтеров нет доступа ко всем официальным протоколам, поэтому реальные результаты выборов они не могут подсчитать. Но имеющаяся информация позволяет делать вывод: если бы выборы в Беларуси прошли честно, Лукашенко и Тихановскую как минимум ожидал бы второй тур. Как максимум – Лукашенко проиграл бы Тихановской еще в первом туре.