Ссылки

Новость часа

Главная мишень – журналисты-расследователи. Адвокат Иван Павлов – о списке данных ФСБ, за сбор которых могут признать "иноагентом"


Попасть в российский список "иноагентов" можно будет за передачу иностранцам информации на военную, оборонную или космическую тематику. Причем не обязательно секретной, а даже той, которая находится в открытом доступе. Достаточно, чтобы ФСБ решило, что данные могут быть использованы против безопасности страны. Спецслужбы утвердили список сведений, за использование которых можно получить статус "иностранного агента".

В документе – 60 пунктов. Ограничения, в частности, касаются информации об учениях, расположении подразделений и военных объектов, закупках армии, психологическом состоянии солдат и персональных данных служащих. Помимо этого, стало опасно делиться любыми данными о "Роскосмосе": например, о состоянии или неисправности оборудования или общем развитии отрасли.

Адвокат Иван Павлов считает, что, судя по темам, вошедшим в перечень ФСБ, его главная целевая аудитория – журналисты и журналисты-расследователи.

Адвокат Иван Павлов – о перечне данных, за сбор которых ФСБ предлагает признавать "иноагентом"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:45 0:00

— Судя по пунктам перечня ФСБ, создается впечатление, что его целевая аудитория – в первую очередь журналисты-расследователи.

— Думаю, что вы правы, что ваши подозрения о том, что главной целевой аудиторией являются журналисты, занимающиеся расследованиями, – это очень похоже на истину. Потому что все, что указано в этом списке, так или иначе журналисты в расследовании используют.

Еще в 2012 году, если вы помните, был принят такой закон – "закон Димы Яковлева", – и в этом же пакете были положения о том, что "иностранными агентами" могут быть признаны лица, которые так или иначе собирают военную информацию, военно-техническую, которая может использоваться против безопасности Российской Федерации, если попадет к иностранному источнику. Этот закон как раз был уточнен этими положениями в конце прошлого года, и несколько месяцев потребовалось ФСБ на то, чтобы утвердить этот список военной и военно-технической информации, и так появился этот список.

— Насколько опасно и реально теперь будет журналистам выполнять свою работу?

— Опасность есть, если власти признают, что вы занимаетесь этим в интересах иностранного государства. Наши власти, в общем, часто демонстрируют такую тенденцию, когда всех записывают в "иностранные агенты", если они хоть как-то противоречат своими расследованиями или своими действиями линии партии. Поэтому такая опасность есть.

И еще есть сейчас недавно появившееся положение Уголовного кодекса – 330-я статья со значком 1, которая устанавливает ответственность для тех лиц, которые собирают такую информацию, не зарегистрировавшись в соответствующем реестре "иностранным агентом".

— Какое наказание грозит по этой статье?

— До пяти лет.

— Можете ли вы как адвокат посоветовать журналистам, пишущим на эти темы, самостоятельно регистрироваться в качестве "иностранных агентов"?

— Здесь универсальных решений быть не может, каждый случай индивидуален. Я как адвокат не могу давать какие-то такие универсальные советы, поэтому приберегу их для конкретных запросов, если такие будут поступать и от журналистов, и от адвокатов. Потому что мы видим, что в этом списке, например, один из пунктов этого перечня – это информация, которая так или иначе собирается в ходе расследования уголовных дел следователями ФСБ и следователями военных органов Следственного комитета. И теперь информация по делам, которые находятся в расследовании у этих органов, тоже может быть чревата какими-то последствиями, в том числе уголовно-правового характера.

— Насколько выборочным, по вашему мнению, будет преследование людей, которые подпадают под поправки?

— Не думаю, что их будет очень много. Все-таки каждый случай, особенно с признанием "иностранных агентов", не носит такой массовый характер, хотя практически все дела на слуху, потому что все те, кого вносят в этот список, – яркие личности.

Государство здесь использует механизм пропаганды, плюс точечное внесение в этот реестр "иностранных агентов" или какие-то избирательные кейсы. Возбуждаемые уголовные дела носят точечный характер, но поскольку журналисты подхватывают эту тему и разносят эту информацию, то это вселяет страх и в простых граждан. Поэтому здесь государство достигает этого охлаждающего эффекта для всех тех, пусть, может быть, не столь заметных, как те организации, которые уже были внесены в реестр "иностранных агентов", – но и на них это тоже действует.

XS
SM
MD
LG