Ссылки

Новость часа

"Это логичное проявление человечности украинцев". Вышел фильм о людях, спасающих животных во время войны


Домашние и дикие животные, а также зоопарки страдают от военных действий в Украине не меньше, чем люди. В результате российской агрессии погибли шесть миллионов домашних животных. "Уничтожены по меньшей мере 50 тысяч дельфинов в Черном море. Тысячи гектаров почвы загрязнены вредными веществами. Большинство из них – это плодородные почвы. Были плодородные почвы", – сообщил Владимир Зеленский в видеообращении к участникам саммита G20 на Бали.

Новый украинский документальный фильм "Девять жизней" рассказывает о зоозащитниках и зоозащитницах, зачастую рискующих своими жизнями ради животных.

Марина, жительница Черниговской области, спасает коней. На попечении Натальи находится целая стая львиц. Актер Алексей вывозит котов и собак из брошенных домов, иногда – буквально из-под обломков. Фото Насти из Ирпеня со стаей собак с ограниченными возможностями на поводках облетело весь мир. Каждая из этих историй на самом деле не о животных, а о храбрости особого рода: остаться людьми в совершенно нечеловеческих условиях. Последняя история в фильме рассказывает о псе, вновь и вновь возвращающемся в покинутый дом и ждущем хозяев, которые уже, вероятно, не вернутся.

Настя Тихая, волонтер
Настя Тихая, волонтер

Режиссер фильма Игорь Гома долгое время работал оператором. В 2021 году снимал сериал "Морской патруль. Черноморск". "Девять жизней" – его дебют в документалистике.

– Игорь, как начался этот проект?

– Скажу честно: вначале я был разочарован.

– Почему?

– Потому что я ожидал иного. Был апрель, горячая фаза войны, я хотел чего-то более мужского, героического, трагического, как я себе это тогда представлял. Но все же согласился, начал работать. И постепенно меня очень сильно включила эта история. И я понял, насколько ошибался.

– Что послужило решающим доводом?

– Знакомство с героями, когда я начал слушать их истории. Многие вещи в фильме – это мои эмоции, которые я передавал через наших персонажей, через картинку. И, конечно, впечатления от увиденного на деоккупированных территориях сыграли свою роль. Получилось так, что я попал в Ирпень в первые дни освобождения. А потом приехал в мае и не узнал город. Украинцы как муравьи моментально все восстановили. Конечно, есть еще руины и провалы, но работа проведена колоссальная – и настолько быстро!

– Я понимаю, что все истории в фильме очень волнующие, но, может быть, какая-то из них наиболее вас впечатлила?

– Меня очень удивил Алексей, который спасает кошек и собак. Я его знаю как актера, встречались на съемочной площадке. Раньше мне это могло бы показаться чуть ли не глупостью – но на самом деле это героизм. Наташа, которая спасает львиц, Марина с ее лошадьми, и эта девочка, Настя, которая, рискуя жизнью, выводила собак из-под обстрелов и считает при этом, что она ничего не сделала, просто спасла животных, и только потому, что ее сфотографировали, она прославилась. Они все невероятно крутые, так что нельзя кого-то выбрать. Меня трогало все.

"Ну что, рыжая, поедешь в новый дом?" Как в Киевской области спасают котов и собак, потерявших хозяев из-за войны
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:05 0:00

– А у вас есть домашние питомцы?

– У меня своя история с животными. Мы с женой их очень любим. У нас есть кошка мейн-кун. Началась война, моя семья уехала, я остался в Киеве. В начале войны разное происходило. Сначала мои друзья, которые тоже уезжали, принесли мне кота-британца. А потом у меня появился еще один мейн-кун и чилийская белка – дегу. Тоже оставили люди.

– Наверно, про вас тоже можно снять пару минут в подобном фильме.

– Я думаю, что так делали все.

– Кстати, я заметил, что спасение животных – один из заметных мотивов на войне. Много сюжетов об этом, есть целые команды зоозащитников в прифронтовой зоне.

– Мне кажется, это логичное проявление человечности украинцев. Характер нации, который мы раньше не видели, потому что не знали. Ведь эти истории происходят в экстремальных ситуациях, когда люди открываются по-новому. Украинцы открылись вот так. Это очень справедливо. Люди хотя бы могут спрятаться. Но как говорит моя героиня: "А куда спрячутся мои лошади? Или та же корова?"

Я помню Черниговскую область, когда мы там были сразу после освобождения. Этих раздавленных танками коров. Или расстрелянных ради развлечения. Это же ужас! В чем животные виноваты?

Кстати, я свел к минимуму использование хроники, потому что хотел показать, как война выглядит при свете солнца – такая же уродливая, как и тогда, когда все серо и слякотно.

– Я заметил, что в фильме вы каждому из героев отводите по две жизни. Почему?

– Потому что мы хотели показать и жизни людей, и жизни спасенных ими животных. Вот была у нас история с котом Леши. Он просто его спас, а там ведь целая драма: как он к нему ездил, и вот они встречаются, две жизни – человеческая и животная. Не знаю, насколько мне удалось это передать.

– А девятая жизнь в конце?

– Это образ животных, которые страдают от войны сейчас, оставшись без хозяев, без дома. Да, это больше игровой образ, но я подумал, что стоит немного нарушить правила ради усиления эмоций.

– Увы, то, что вы показываете в финале, – это обычная ситуация.

– Вы знаете, я недавно был на Салтовке в Харькове на Рождество. Она потихонечку оживает, но все равно там очень много разрушений. И много животных осталось. Как только ты выходишь – они все подбегают к тебе. Коты, собаки. Они реально истосковались по человеку. Помню, мы были где-то под Изюмом. Выехали за город, остановились, потому что пробило колесо. Неподалеку разрушенная деревня. Тоже сразу подбежали две собаки. Виляют хвостами, понимаю, что они так скучают по хозяевам.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

– Теперь, когда фильм готов, можете сказать, о чем он – с вашей точки зрения?

– Это, конечно, кино не о войне, а о людях и животных, которые оказались в войне, и о поступках, и о надежде, что добро победит. Как бы по-детски это ни звучало.

– Собираетесь дальше работать в неигровом кино?

– Если честно, я просто влюбился в документалистику. Она мне всегда нравилась, а опыт "Девяти жизней" оказался лучше, чем игровое кино. Документалистика – это настоящее: успеть схватить мимолетное дыхание жизни. Конечно, большое спасибо оператору, который передал настроение.

Вообще вся команда была молодцы. Огромное спасибо сценаристам Юрию Мукуленко и Дмитрию Григоренко, оператору Сергею Мацко, звукооператору Артему Косинскому, продюсерам Алле Липовецкой и Марине Квасовой. Но в первую очередь низкий поклон нашим героям.

XS
SM
MD
LG