Ссылки

Новость часа

Гуманитарная катастрофа в Мосуле: что происходит в городе, который с октября штурмует иракская армия


Гуманитарная катастрофа в Мосуле: что происходит в городе, который с октября штурмует иракская армия
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:50 0:00

Иракские военные уже почти 5 месяцев штурмуют город, захваченный "ИГ". По предварительным оценкам, им понадобится еще как минимум 2 месяца, чтобы полностью его освободить (пока от исламистов свободна лишь восточная часть). Что происходит в Мосуле, и почему в нем продолжают гибнуть люди? Репортаж НВ

Иракская армия и ее союзники начали операцию по освобождению города Мосула от боевиков "Исламского государства" еще 17 октября прошлого года. Это – самая крупная военная операция в Ираке после свержения Саддама Хуссейна в 2003 году. Первоначально военные эксперты были настроены оптимистично и даже говорили о "блицкриге" (быстрой наступательной операции). Но быстро освободить город не удалось. Штурм продолжается уже четыре месяца, но пока от исламистов свободна лишь восточная часть города, и, по разным оценкам, понадобится еще как минимум два месяца, чтобы полностью освободить западную.

*****

Тысячи беженцев и гуманитарная катастрофа – вот что представляет собой Мосул прямо сейчас. Жители западной части Мосула массово покидают город – на автомобилях или пешком, без вещей, но взяв с собой самое дорогое – собственных детей. По оценкам гуманитарных организаций, на территории, которая все еще подконтрольна "ИГ", могут находиться до 700 тысяч мирных жителей.

Мосул в довоенное время был одним из крупнейших городов Ирака, здесь проживало более полутора миллионов человек. В 2014-м году боевики "Исламского государства" захватили его и превратили в один из своих главных центров. Особый интерес для боевиков представляла нефть: именно Мосул был одним из главных центров добычи и переработки углеводородов Ирака.

Уходя, боевики поджигали нефтяные скважины, дым от пожаров окутывал весь город:

В октябре прошлого года началась операция по освобождению Мосула, и она продолжается уже пять месяцев. В ней участвуют около 60 тысяч иракских солдат, а также бойцы курдских отрядов самообороны Пешмерга, шиитские формирования и силы международной коалиции, в том числе 5 тысяч американских солдат и подразделения НАТО и французской армии. Объекты боевиков в городе обстреливает артиллерия и атакует с воздуха авиация. Во многих районах идут уличные бои. Операция также сильно осложняется тем, что боевики "ИГ" прикрываются мирными жителями и используют машины, начиненные взрывчаткой.

У многих жителей Мосула нет работы, они не могут купить еду, которая постоянно растет в цене. Поэтому при первой возможности они бегут прочь от войны. В лагерях для переселенцев в окрестностях Мосула сейчас, по разным оценкам, живет почти 200 тысяч человек.

Некоторые переселенцы знают, что не смогут вернуться домой даже после освобождения города – их дома разрушены.

Амир уже дважды переселенка, у нее семеро детей, но ее семья не получает никаких пособий.

"Я в жутком состоянии, переживаю: мы потеряли все. Мы не можем больше нормально жить. Что мы можем поделать?" – жалуется женщина.

В Бартелле и восточном Мосуле, где бои уже закончились, специальные подразделения продолжают находить схроны с оружием и самодельную взрывчатку.

Многие дома были разбомблены не авиацией, а потому, что террористы взрывали рядом с ними машины со взрывчаткой, – подчеркивает Вера Миронова, специалист по безопасности Harvard Kennedy School. По ее словам, такие машины сложно отследить и вовремя обезвредить, потому что террористы паркуют их внутри зданий.

"Жизнь при "ИГ" была очень тяжелая, они использовали или убивали людей, – рассказывает студент Мустафа из западного Мосула. – Они убили всех, кто работал в Иракской службе безопасности или иракской армии, даже если это было 10 или 15 лет назад. Жить при исламистах было очень тяжело".

Сейчас западный Мосул полностью окружен, но за город продолжают идти ожесточенные бои.

"Проблема в том, что бои в западном Мосуле будут сложнее, чем в восточном Мосуле. Это связано с тем, что раньше боевикам было куда отступать, в тот же западный Мосул, – рассказывает Вера Миронова. – Но сейчас им уже некуда отступать, дороги отрезаны. Перекрыта дорога, которая ведет в Сирию. Потому понятно, что они будут биться до последнего".

Когда наступление на Мосул началось, руководство "ИГ" сбежало в Дайр-эз-Заур, город посередине между Раккой и Мосулом, – рассказывает Миронова. Туда же они вывели всю тяжелую артиллерию.

"То есть, они как бы поняли, что они будут сдавать Мосул и окопались в Дайр-эз-Зауре. Именно туда все ушли и из Ракки, и из Мосула", – констатирует эксперт по безопасности.

Военные говорят, что боевики "ИГ" часто пытаются сбежать из Мосула вместе с мирными жителями: таких задерживают до 25 человек каждый день.

По оценкам Мироновой, на полное освобождение города уйдет еще около двух месяцев. Но и потом специальные подразделения будут тщательно проверять практически все дома в уже освобожденных кварталах: боевики спрятали в зданиях немало оружия и взрывчатки, а некоторые объекты заминировали.

КОММЕНТАРИИ

XS
SM
MD
LG