Ссылки

Новость часа

Кто такие салафиты, и почему люди уходят к ним, несмотря на запрет?


Почему люди уходят в салафиты, несмотря на запрет религиозного движения?
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:47 0:00

Почему люди уходят в салафиты, несмотря на запрет религиозного движения?

В Таджикистане салафизм запрещен уже 7 лет: последователям религиозного учения грозит от 5 до 8 лет тюрьмы. В колониях страны сроки за салафизм отбывают несколько десятков мужчин и женщин, но число последователей только растет

Власти Таджикистана пытаются бороться с радикальными исламскими течениями в стране. Движение Салафия, к примеру, запрещено в Республике уже около семи лет, а с прошлого года признано экстремистским: за его пропаганду полагается от 5 до 8 лет тюрьмы.

Почему таджикистанцы становятся салафитами, несмотря на строгое наказание, которое их ждет? Эксперты напоминают, что увлечение ваххабизмом и салафизмом охватило беднейшие слои населения. Они объясняют уход молодежи к салафитам желанием найти справедливость и игнорированием проблем молодежи государством.

Как живут сами последователи салафизма в Таджикистане, и как к их религиозным взглядам относятся их родственники?

Каждое утро для вас – наша рассылка.

Дилором Хафизова - мать Илхома Хафизова, арестованного по обвинению в принадлежности к салафизму. Каждую неделю возит сыну в СИЗО продукты. Илхома сейчас судят, инкриминируя ему статью 307 Уголовного кодекса Таджикистана. По ней он может получить от пяти до восьми лет лишения свободы.

"Я ему передаю майонез, кетчуп, роллтон. Стараюсь выбирать нескоропортящиеся продукты", - рассказывает Дилором Хафизова.

"Привет мама. Большое спасибо! Все, что прислала, я получил. Всем передавай привет. Мама, у них нет никаких доказательств. Прошу не грусти. Всё будет хорошо!" - пишет ей Илхом из СИЗО.

Дилором уверена, что ее сын - не салафит и не нарушал закон. На всех фотографиях, которые она показывает, Илхом снят без бороды и других салафитских атрибутов. По ее словам, кроме показаний друга ее сына, нет никаких доказательств его вины.

Тем не менее Дилором боится, что сына все равно осудят. За время прошедшее со дня ареста Илхома, женщина познакомилась с родственниками нескольких других молодых людей, осужденных по этой же статье. Все были арестованы при минимальных доказательствах наличия их вины.

"Я 100% уверена, я знаю, что мой сын не является салафитом. Но, насколько я знаю, салафиты ни к чему плохому, в принципе, не призывают. Как я читала в Википедии, салафиты - это возвращенцы к истокам. К первоначальному исламу", - говорит Дилором Хафизова.

Родственники осужденных по "салафитской" статье говорят, что в исправительных учреждениях Таджикистана находятся уже несколько десятков мужчин и женщин, которые отбывают сроки за членство или пропаганду идей салафия.

Салафизм пропагандируют и имам-хатибы (настоятели) некоторых мечетей. По данным МВД, только в этом году в Таджикистане были задержаны 14 имам-хатибов. И это - при том, что правоохранительные структуры и Комитет по делам религий страны проводят проверку и аттестацию, как при назначении на должность имам-хатиба, так и ежегодно. И должны выявлять религиозных экстремистов.

"По теме недавно задержанных в Согдийской области имам-хатибов мечетей. Я хочу уточнить, что из этих 14 человек нарушивших закон о запрещенных религиозных течениях, 12 человек - бывшие хатибы", - поясняет Хусейн Шокиров, начальник Управления религиозных объединений Комитета по делам религии, упорядочению национальных традиций, торжеств и обрядов Республики Таджикистан. - "Только двое из них были действующими служащими мечетей, которые прошли специальную аттестацию".

С каждым годом наказания за участие в запрещенных и религиозно-экстремистских движениях в Таджикистане становятся более жесткими. Но по мнению экспертов, проблему нужно решать не запретами и тюремными сроками, а другими методами. Ведь растущий авторитет этих организаций обусловлен в первую очередь бедностью прихожан и низким уровнем их религиозных и правовых знаний.

Другая причина - в Таджикистане слабо развита светская инфраструктура. В стране мало театров, библиотек, площадок для общения молодежи, клубов и кружков по интересам, особенно в сельской местности. В этих условиях, говорят эксперты, мечеть становится единственным местом, где люди могут встретиться поговорить, обменяться мнениями.

КОММЕНТАРИИ

По теме

XS
SM
MD
LG